Перейти к основному содержанию

Церковь — за религиозную свободу

22 декабря, 00:00

Пока мы были отгорожены от западного мира, там не только стремительно развивались экономика, промышленность, компьютерные технологии, но и пересматривались старые традиции, ревизовались общественные каноны, обрастали мышцами законов принципы свободы человека. Вал за валом катились, бурлили мысли, идеи, сталкивались разные взгляды, печатались дискуссионные книги. И так получилось, что сегодня наши представления о современной жизни, об общественных ценностях отличаются от западных значительно больше, чем, скажем, авто «Таврия» от какого-нибудь там «Мерседеса». По большому счету, все экономически-политически-материальные проблемы нашего общества являются результатом отставания в мире идей, следствием во многом средневекового менталитета. В частности, когда речь идет о правах человека, включая религиозные свободы.

Именно эти проблемы анализируются в только что изданной книге «Религиозная свобода и права человека», представленной «Клубом презентаций книжных новинок» Международного фонда «Вiдродження». Книга вышла в издательстве «Свічадо» (УГКЦ) при финансовой поддержке Американской еврейской международной службы, Департамента религиозных исследований (Бруклин, Нью- Йорк, директор Кусумита Педерсон), отца доктора Ивана Дацко. Частные спонсоры из Германии и Нидерландов пожелали остаться анонимными. Составителем и переводчиком многих статей книги является Мирослав Маринович, директор Института Религия и Общество, известный публицист и исследователь церковных проблем, в недавнем прошлом — правозащитник.

Новая книга — это первый из четырех запланированных томов, которые представят украинскому читателю широкую антологию современной западной богословской мысли по проблемам прав человека. В первом томе находим работы таких широко известных специалистов, как Сэмюел П. Хантингтон, Вольфганг Губер, Дж. Брайен Гер и др., которые презентуют подходы к проблеме всех христианских конфессий. Книга чрезвычайно актуальна для нашего общества, потому что, как написал во вступлении Мирослав Маринович, «идея прав человека до сих пор воспринимается украинскими богословами и духовными лицами (а, значит — и паствой) по большей части как чужеземная — чрезмерно либеральная и индивидуалистическая». А к концепции религиозной свободы современное православие все еще относится с откровенной враждебностью. Восприятие религиозных прав человека оказалось непростым также для католических и протестантских богословов, не вспоминая уже о практическом воплощении этих прав. Одна из наиболее существенных причин — это то, что религиозное право невозможно признать без признания религиозного плюрализма в современном мире. Поэтому соответствующие учения церквей появились только в ХХ столетии, преодолевая отчаянное сопротивление многовековой традиции.

В книге «Религиозная свобода и права человека» исследуется именно этот, совсем новый феномен в истории христианства — восприятие западными христианскими церквами проблем религиозной свободы, принципов обеспечения свободы совести каждого человека. Решительный шаг в этом направлении Католическая церковь сделала во время работы Второго Ватиканского Собора (60-е годы), который превратил церковь из недавнего пассивного соучастника действий авторитарных режимов в последовательного приверженца демократии. «Я не проводник демократии, — сказал папа Иоанн Павел I, — я проводник Евангелия. К которому, разумеется, принадлежат все проблемы прав человека. И если демократия означает права человека, то она принадлежит к посланию Церкви». Религиозные права рассматривались в документах Собора системно, во всей полноте — как право иметь религиозное убеждение, право на частное и публичное исповедование своей веры и право на свободу деятельности религиозных объединений. Ведь, по словам папы Иоанна Павла II, «религиозная свобода — краеугольный камень для всех других свобод человека». Практика же религиозных преследований несовместима с самим учением Иисуса.

Большинство авторов сборника «Религиозная свобода и права человека» считает, что все без исключения христианские церкви должны задуматься над связью христианства и демократии в том мире, который возник после Второй мировой войны, после падения Берлинской стены и распада Советского Союза. Пришло время, по словам Дж. Витти, «отряхнуть с себя приходскую ностальгию и оценить демократию в свете Евангелия и Традиции, а еще — в контексте других культур и стран». Католическая и протестантские церкви идут сегодня впереди в теоретических и практических усилиях, направленных на воплощение демократических прав человека, включая религиозные свободы. «До сих пор неясно, — пишет Хантингтон, — станет ли Православная церковь, после освобождения от коммунистической диктатуры, той силой, которая будет оказывать содействие демократии на просторах бывшего Союза. Это покажет будущее».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать