Церковь — за религиозную свободу
Пока мы были отгорожены от западного мира, там не только стремительно развивались экономика, промышленность, компьютерные технологии, но и пересматривались старые традиции, ревизовались общественные каноны, обрастали мышцами законов принципы свободы человека. Вал за валом катились, бурлили мысли, идеи, сталкивались разные взгляды, печатались дискуссионные книги. И так получилось, что сегодня наши представления о современной жизни, об общественных ценностях отличаются от западных значительно больше, чем, скажем, авто «Таврия» от какого-нибудь там «Мерседеса». По большому счету, все экономически-политически-материальные проблемы нашего общества являются результатом отставания в мире идей, следствием во многом средневекового менталитета. В частности, когда речь идет о правах человека, включая религиозные свободы.
Именно эти проблемы анализируются в только что изданной книге «Религиозная свобода и права человека», представленной «Клубом презентаций книжных новинок» Международного фонда «Вiдродження». Книга вышла в издательстве «Свічадо» (УГКЦ) при финансовой поддержке Американской еврейской международной службы, Департамента религиозных исследований (Бруклин, Нью- Йорк, директор Кусумита Педерсон), отца доктора Ивана Дацко. Частные спонсоры из Германии и Нидерландов пожелали остаться анонимными. Составителем и переводчиком многих статей книги является Мирослав Маринович, директор Института Религия и Общество, известный публицист и исследователь церковных проблем, в недавнем прошлом — правозащитник.
Новая книга — это первый из четырех запланированных томов, которые представят украинскому читателю широкую антологию современной западной богословской мысли по проблемам прав человека. В первом томе находим работы таких широко известных специалистов, как Сэмюел П. Хантингтон, Вольфганг Губер, Дж. Брайен Гер и др., которые презентуют подходы к проблеме всех христианских конфессий. Книга чрезвычайно актуальна для нашего общества, потому что, как написал во вступлении Мирослав Маринович, «идея прав человека до сих пор воспринимается украинскими богословами и духовными лицами (а, значит — и паствой) по большей части как чужеземная — чрезмерно либеральная и индивидуалистическая». А к концепции религиозной свободы современное православие все еще относится с откровенной враждебностью. Восприятие религиозных прав человека оказалось непростым также для католических и протестантских богословов, не вспоминая уже о практическом воплощении этих прав. Одна из наиболее существенных причин — это то, что религиозное право невозможно признать без признания религиозного плюрализма в современном мире. Поэтому соответствующие учения церквей появились только в ХХ столетии, преодолевая отчаянное сопротивление многовековой традиции.
В книге «Религиозная свобода и права человека» исследуется именно этот, совсем новый феномен в истории христианства — восприятие западными христианскими церквами проблем религиозной свободы, принципов обеспечения свободы совести каждого человека. Решительный шаг в этом направлении Католическая церковь сделала во время работы Второго Ватиканского Собора (60-е годы), который превратил церковь из недавнего пассивного соучастника действий авторитарных режимов в последовательного приверженца демократии. «Я не проводник демократии, — сказал папа Иоанн Павел I, — я проводник Евангелия. К которому, разумеется, принадлежат все проблемы прав человека. И если демократия означает права человека, то она принадлежит к посланию Церкви». Религиозные права рассматривались в документах Собора системно, во всей полноте — как право иметь религиозное убеждение, право на частное и публичное исповедование своей веры и право на свободу деятельности религиозных объединений. Ведь, по словам папы Иоанна Павла II, «религиозная свобода — краеугольный камень для всех других свобод человека». Практика же религиозных преследований несовместима с самим учением Иисуса.
Большинство авторов сборника «Религиозная свобода и права человека» считает, что все без исключения христианские церкви должны задуматься над связью христианства и демократии в том мире, который возник после Второй мировой войны, после падения Берлинской стены и распада Советского Союза. Пришло время, по словам Дж. Витти, «отряхнуть с себя приходскую ностальгию и оценить демократию в свете Евангелия и Традиции, а еще — в контексте других культур и стран». Католическая и протестантские церкви идут сегодня впереди в теоретических и практических усилиях, направленных на воплощение демократических прав человека, включая религиозные свободы. «До сих пор неясно, — пишет Хантингтон, — станет ли Православная церковь, после освобождения от коммунистической диктатуры, той силой, которая будет оказывать содействие демократии на просторах бывшего Союза. Это покажет будущее».
Выпуск газеты №:
№236, (2000)Section
Украина Incognita