Что нам даст Поместная церковь?
На протяжении всех лет независимости в Украине идет ожесточенная и совсем не христианская межправославная борьба, уже давно превратившаяся в политическую. Каждый президент Украины и определенная часть депутатов ВР пытаются начать и поддержать процессы образования независимой, поместной, признанной в мире Украинской православной церкви (УПЦ). Но чем больше они стараются, тем активнее вмешивается в украинские религиозные дела Русская православная церковь (РПЦ). Ее «руками» и «мозгами» стали в Украине не только украинские православные братства и эмиссары из России, но и часть высшего духовенства УПЦ Московского патриархата, а также многие депутаты ВР и члены правительства страны. Поэтому не удивительно, что после почти 15 лет «духовной» борьбы, надежд и поражений православная «карта» Украины так и не изменилась — скорее, наоборот. (Нам весьма недостает пассионарного религиозного реформатора наподобие Мартина Лютера или патриарха Никона).
Сегодня необходимо согласиться с тем, что само по себе объединение православных церквей в одну Поместную церковь — при тех политических и социальных условиях, в которых сегодня живет Украина, — мало изменит религиозно-политическую ситуацию в Украине. Ведь и после объединения с нами останутся все сегодняшние внутренние противостояния и вражда отдельных православных церквей между собой; а также те российские и пророссийские силы, которые живут на нашей земле, а служат другой стране. Потому что какая у нас надежда на то, что после этого — такого желанного — объединения Россия перестанет грубо вмешиваться в чужие (наши) дела, и что рядовые украинские граждане и общины не будут соблазняться подачками чужой (и более богатой) Православной церкви? И враждовать между собой более ожесточенно, чем они воюют с «иноверными» и безбожниками?
Позволим себе спрогнозировать ситуацию, которая может сложиться после того, как украинские православные церкви объединятся в одну Церковь и даже нашими общими горячими молитвами так или иначе получат каноническое признание со стороны Вселенского православия. Так что же нас будет ждать после того, как в воздухе утихнет радостный малиновый звон объединенных храмов и монастырей?
Не нужно быть Пифией, чтобы предвидеть, что в то же время (а может, даже и раньше), когда все же создадут Единую Поместную Украинскую Православную церковь, в Украине будет зарегистрирован законный канонический Экзархат Русской православной церкви. Возможно также, что его центром станет (упаси, Бог!) Киево-Печерская лавра. В этот Экзархат войдет не только подавляющее большинство украинских россиян (верующих и неверующих), но и немало украинцев (из тех, в частности, кто сегодня марширует по улицам сел и городов Украины с портретами царя Николая II или Распутина, или из тех, кто заседает в ВР). И снова «пойдет плясать губерния», как говорят россияне! Русский экзархат и Украинская православная церковь (объединенная) немедленно начнут враждовать — на близком расстоянии. А также апеллировать к государствам — одни к Киеву, другие к Москве. С первого дня своего существования Русский экзархат начнет вербовать украинцев, сманивать духовенство, ходить крестными ходами по украинским городам и селам, создавать «союзы православных граждан». Москва же будет постоянно посылать украинскому правительству ноты протеста по поводу «ущемления прав верующих Русской православной церкви» и апеллировать к мировым правозащитным организациям. Короче говоря, этот Экзархат быстро превратится в политическое орудие влияния на Украину.
Что же украинцам делать сегодня? Скорее всего — перенимать опыт неправославных христиан и представителей других религий в Украине, подающих православным пример высокого уровня отчужденности, так сказать, от украинской власти всех уровней. Православные же постоянно претендуют на особый статус, всегда — еще со времен Константина Великого (IV ст.) — ждут «ласки царской». Сегодня это тем более неуместно, потому что они, православные, составляют только половину верующих Украины, а к тому же имеют стойкую тенденцию к дальнейшему уменьшению. Количество же других верующих, особенно протестантов, постоянно растет.
Нет никаких сомнений в том, что религиозная жизнь любых религиозных организаций проходит не безоблачно. Но кто в обществе знает о внутренних конфликтах, скажем, баптистов или иудеев? Неправославные общины и объединения обладают своим достоинством и очень редко выметают сор из избы. Да, расколы «бурлят» и в других церквях — да еще какие! Скажем, украинские мусульмане управляются сегодня четырьмя враждующими управлениями; у иудеев есть семь несовместимых течений иудаизма. То же касается и протестантов, большинство общин которых подчинено различным центрам за границей. Но это никоим образом не отражается на общественной жизни Украины. Так, можно констатировать, что многочисленные разнообразные украинские религиозные общины (кроме православных) живут своей жизнью, мало вмешиваются в государственные дела, не заявляют ультиматумов и не апеллируют к правительствам соседних государств.
(Тот, кто побывал в западных протестантско-католических странах Европы и хотя бы поверхностно познакомился с их церковной жизнью, например в Германии, может только позавидовать тем обществам. Ведь там Лютеранская и Католическая церкви, несколько веков назад воевавшие не на жизнь, а на смерть, сегодня совместно сотрудничают с государством в сферах благотворительности, образования, здравоохранения, и тому подобное. А историю оставили историкам.)
Когда закончатся наши «православные страсти»? Очевидно, только тогда, когда исчезнут другие неприятные призраки общественной жизни — бесчестие, подкуп, близорукость, безразличие к стране, непросвещенность. Потому что наша православная жизнь жестко связанна с тем, что сегодня господствует, независимо от клятв на Библии, во всех сферах (духовных и светских) украинского общества. А также тогда, когда украинцы (все украинцы) получат ощутимые доказательства того, что жить в стране стало лучше — быстрое стабильное развитие государства является чуть ли не самым могущественным фактором прекращения «религиозных войн».
Сегодня же безнадежно требовать от православных церквей согласия и мира. Но государство имеет полное право, а также обязанность предъявлять всем украинским церквям свои требования. Речь идет, конечно, не об объединении, а об элементарных уважении и лояльности к Украине.
Выпуск газеты №:
№55, (2007)Section
Украина Incognita