День памяти митрополита Киевского Киприана
«Лета 1406 преставился преосвященный Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, месяца сентября 15 (29 по новому стилю) на нощь; он пас Церковь Божию 30 лет без полутретья месяца. И в 16-й день проводиша и положиша митрополита в соборной церкви святыя Богородица в Москве». Митрополит Киприан признан церковью святым и канонизирован уже в XV веке.
Киприан происходил из знатной болгарской семьи, получил хорошее образование, знал греческий язык. Постригшись в монахи, он долгое время жил в монастырях Константинополя. На Русь впервые приехал как посол Вселенского патриарха. И когда решался вопрос, кого поставить Киевским митрополитом вместо умершего в 1378 году Алексия, выбор пал на него.
Митрополит Киприан — один из самых заметных православных книжников и эрудитов конца XIV столетия. Собственноручно переписывал духовные книги (доподлинно известно, что он переписал Псалтырь и Служебник). Книги, переписанные рукой митрополита, служили древним писцам образцами для подражания. Митрополит переработал составленное ранее житие митрополита Петра (первого Киевского митрополита, который окончательно покинул Киев и переселился в Москву, к князю Ивану Калите), был инициатором составления Троицкой летописи (1397) и, как считают, церковно-юридического «Правосудия митрополичьего». Каких-либо оригинальных богословских трудов, насколько известно, ученый митрополит не оставил.
Киприан стал митрополитом Киевским в очень сложный для церкви период. Когда-то сильная, влиятельная и единственная на востоке Европы киевская митрополичья кафедра окончательно потеряла свое значение — вместе с упадком Киева. Как известно, древняя столица в то время не оправилась от разорения Батыем 1240 года; тем более, что нашествия не прекращались. Потеря государственности Киевской Руси сделали киевскую кафедру заманчивой игрушкой в руках соседей — Польши, Литвы, Москвы; они столетиями воевали между собой не только за земли Киевской Руси, но и за ее кафедру. Эта «игрушка» обеспечивала владельцу как политический престиж, так и рычаги воздействия на православных подданных. Был еще и четвертый фактор влияния — Константинополь, вселенские патриархи которого имели в Восточной Европе свои политические интересы. Соперничество неизбежно привело к дроблению: в ту эпоху на западе создается Галичская кафедра, Киевская кафедра «переезжает» на восток в Москву, а православный Синод, созванный литовским князем Витовтом в Новгродку (Литва) избрал себе — без согласия Константинополя — еще одного Киевского митрополита.
Митрополичье служение Киприана на Руси началось с того, что в 1375 году по настоятельной просьбе литовского князя Ольгерда Царьгородский патриарх Филотей поставил Киприана Киевским митрополитом для тех православных, которые входили в состав Литовского княжества. А через два года, после смерти митрополита Алексия, Киприан становится главой Киевской митрополии в Москве. Вскоре, однако, князь Дмитрий Донской рассорился с Киприаном и удалил его из Москвы по той причине, что имел другую кандидатуру на кафедру. К тому же Дмитрий Донской ставил в упрек Киприану бегство из Москвы во время нашествия Тохтамыша.
А случилось это так. 12 августа 1382 г. (через два года после победной Куликовской битвы) татарские войска подошли к ничего не подозревавшей Москве. Оставив столицу, семью и наследника, великий князь Дмитрий Донской в спешке покинул столицу — поехал «собирать войска», защищать же Москву поручил митрополиту Киприану. Отсутствие князя и страх перед нашествием в скором времени вызвали в Москве бунт черни; владыка Киприан, вместе с великой княгиней и княжатами, бежал из города. Как известно, тогда Москва была взята, разграблена и сожжена войсками Тохтамыша; погибло 24 тыс. москвичей, сгорело много храмов, в том числе церковь, доверху набитая древними рукописями. Трудно, впрочем, предполагать, что присутствие Киприана в Москве могло бы что-то изменить.
Только в 1390 году, после смерти Димитрия Донского и после 14-ти лет переменчивой судьбы, в результате борьбы и сложных политических интриг, Киприан стал — и оставался до самой смерти — Киевским митрополитом в старых границах Киевской Руси, включая галичскую, литовскую и киевскую митрополии. Софрон Мудрый пишет, что «Киприан был ревностным пастырем и ловким дипломатом. Он сумел завоевать себе и своей церкви доброжелательность светских властей Литвы, Московии, Польши, а также византийских патриархов». Энергия и политические таланты Киприана сделали, казалось бы, невозможное — объединили, хотя и в последний раз и на недолгое время, расчлененную Киевскую церковь. Это совсем не значит, что митрополит Киприан, болгарин по рождению, византиец по воспитанию и образованию, интересовался судьбой Киевской Руси, Киевской церкви, Киева. (Впрочем, кажется, что в ХІV веке это мало занимало также тех православных митрополитов, которые родились и выучились на землях бывшей Киевской Руси.) Завершением блестящей церковной карьеры Киприана стала его канонизация, причисление после смерти к лику святых.
Судьба и возвышение Киприана — это всем понятная притча, которая не требует толкования. Притча о том, что народ не может иметь независимой церкви, не утвердив своей государственности. Нет державы — значит, нет и автокефальной церкви. И вот тут возникает весьма опасный вопрос: не является ли современное состояние украинского православия правдивым индикатором того факта, что настоящая государственность в Украине сегодня отсутствует? Ведь люди православной церкви во все времена инстинктивно «лепились» к сильной державной власти, искали «симфонии» с ней. Как лепятся сегодня к московской власти многие наши украинские владыки — совсем не болгарского происхождения.
P.S. В современных церковных календарях Российской православной церкви митрополит Киевский и всея Руси Киприан (так его называют исторические и церковные источники) переименован в «митрополита Московского и всея Руси». Что бы значило это нарушение традиции?
Выпуск газеты №:
№171, (2003)Section
Украина Incognita