Древние истоки демократии
Один из наиболее известных парадоксов лорда Уинстона Черчилля звучит так: «Демократия — весьма непривлекательный способ управления государством, но человечество до сих пор не придумало ничего лучшего». Историки утверждают, что «придумали» демократический строй древние греки, граждане города-государства Афины в начале VI в. до н.э. До этого все без исключения государства, известные науке, были деспотиями. Опыт Афин — золотой сон прошлого — никогда не был забыт человечеством. Хотя это было, по современным меркам, совсем небольшое государство — во времена его расцвета там насчитывалось чуть больше 14-ти тысяч граждан-избирателей. А также несмотря на то, что афинская демократия существовала сравнительно короткий период. Ниже приводим несколько комментариев о политическом строе Афин, сделанных древними философами и ораторами.
«Наш государственный строй не повторяет чужие порядки; мы, скорее, являемся примером для других, чем сами кому-то следуем. Называется наш строй демократией — из-за того, что руководствуется интересами не меньшинства, а большинства. По законам, все имеют одинаковые права, а в общественных делах решает не поддержка той или иной партии, а способности человека. Никогда так не было, чтобы муж, который может принести пользу государству, был лишен этой возможности из- за его бедности…
Мы любим красоту в сочетании с простотой, а также образованность, не страдая при этом слабостью духа. Смелость мы сочетаем с умением обдумывать те дела, которые собираемся начать. Тогда как многим другим людям только невежество придает смелость, размышления же приводят к нерешительности…
В богатстве мы усматриваем орудие скорее политической деятельности, нежели роскошь или похвальбы. А что касается бедности, то наше презрение вызывает только то, что человек не предпринимает усилий, чтобы от нее, бедности, избавиться». (Из речи Перикла).
«Все вы, афиняне, хорошо знаете, что есть три типа государственного строя — тирания, олигархия и демократия. Первые два управляются руководителями страны, третий — установленными законами. Выполняются законы — значит сохраняется демократия. Помня об этом, нужно вам ненавидеть всех тех, кто хочет провести противозаконные предложения». (Оратор Демосфен).
«Государственных деятелей, которых подозревали в намерениях захватить больше власти, чем это позволялось на их должностях, афиняне подвергали остракизму — выгоняли из государства. Постановление принималось Народным собранием простым большинством голосов, согласно количеству глиняных черепков с именем виновника. Осужденному давали десять дней для устройства частных дел, а после этого высылали за пределы страны на десять лет. Остракизм был хорошим средством избавиться от людей, имевших слишком много власто- и честолюбия». (Филохор).
«Наши предки считали порочным мнение, что хорошие граждане рождаются там, где действуют лучшие законы. Ведь большинство людей руководствуется не законами, а перенимает поведение тех, среди которых воспитывается и живет. Поэтому количество и качество законов является, скорее, признаком неурядиц в государстве. У плохо воспитанных людей всегда имеется достаточно нахальства, чтобы преступить самые лучшие законы. Не постановлениями, а привычками людей формируется хорошая жизнь государства, поэтому афиняне заботились в первую очередь о том, чтобы люди не делали того, за что их нужно наказывать. А наказания оставляли врагам государства». (Афинский оратор Исократ).
«Я не одобряю выбор, сделанный афинянами — они избрали государственный строй, при котором простому народу живется лучше, чем благородным людям. Но я одобряю то, что, избрав строй, афиняне успешно сохраняют его, несмотря на то, что все их соседи считают этот строй ненормальным. Ведь в Афинах справедливость заключается в том, чтобы все граждане имели доступ к государственным должностям и чтобы высказать свое мнение имел право каждый…
Некоторые удивляются, что афиняне отдают преимущество простым и бедным и, вообще, демократам, а не благородным. Удивительного здесь ничего нет — именно таким образом они сохраняют избранную ими демократию. Потому что, когда бедные, люди из народа, люди низшие достигают благополучия и когда таких людей становится много, происходит укрепление демократии. В Афинах бывает даже так, что народные интересы искренне отстаивают аристократы, богатые люди. Мало кто будет отрицать, что народ — это воплощение необразованности, недисциплинированности и низости. Между тем афиняне догадались, что бедных толкает на позорные поступки невежество, являющееся результатом той же бедности.
За нарушение законов каждый афинян может быть лишен «гражданской чести», иными словами — всех гражданских прав. К этому самому тяжелому наказанию приводят такие преступления, как невыполнение своих служебных обязанностей, лжесвидетельство в суде, нарушение воинской дисциплины, вынос на рассмотрение Народного собрания предложений, противоречащих законам, а также — непочтительное отношение к своим собственным родителям...
Если же говорить о менее важных вещах, то расскажем, что, благодаря морской мощи, завязывая отношения с различными народами, афиняне завели у себя особенные обычаи. Так, из всякого говора, который им приходится слышать, они перенимают то или иное. И в то время, как все другие греки пользуются только своим говором, ведут свой особый образ жизни и носят свою особую одежду, афиняне имеют все смешанное, взятое не только у других греков, но даже у варваров». (Историк Ксенофонт).
P.S. Как давно были сказаны все слова, сделаны все выводы! А для многих народов воз и поныне там, среди варварских деспотий.
Выпуск газеты №:
№58, (2002)Section
Украина Incognita