Перейти к основному содержанию

Граф Джованни КАПНИСТ: «Я полюбил Украину вдали от нее»

Потомок великих наших земляков впервые посетил землю предков
11 сентября, 00:00

История рода Капнистов начинается от Петра Капнисси, выходца с греческого острова Занте (ныне Закинф). Его сын Стомателло в битве против турецких завоевателей (1679 год) подорвал три самых больших корабля, после чего враги отступили. За этот подвиг герой получил титул графа Венецианской республики. Навечно. Для всех своих потомков. Со временем ветви родового дерева протянулись в Россию, Украину, Италию, Францию.

Василий Петрович Капнист (1700—1757 годы) поселился в Великой Обуховке Полтавской губернии. И продолжил боевую славу Капнистов, уже как российский верноподданный. Судьба графа сложилась драматично: лавры, опала, вновь лавры... Посмертно. В 1737 году миргородский полковник брал Очаков, сражался в Днепровской и Хотинской баталиях. Затем — обвинение в измене, арест, Петропавловская крепость. Это о Василии Петровиче в народе сложили песню: «Везуть пана Капнистенка до царської неволі». Но в 1757 году он снова во главе миргородского полка. 19 августа этот полк решил исход битвы при Грос-Егерсдорфе в Пруссии. Победа далась высокой ценой. Погибли два старших сына графа. А тела полковника в страшном кровавом месиве отыскать не удалось. Нашли лишь правую руку со стиснутой в ней сломанной саблей. Руку и захоронили на фамильном кладбище в Обуховке.

Василий Васильевич Капнист родился после смерти отца (1758—1823). И принес своему роду другую славу — литературную. Он служил директором училищ и избирался генеральным судьей Полтавской губернии. В историю вошел как общественный деятель, поэт, драматург. Иван Франко о нем писал: «Украинец Капнист в своей пьесе «Ябеда» дал образец смелой политической сатиры и был предшественником гениального Гоголя».

Род Капнистов вступал в родственные и дружеские связи с весьма видными людьми — Полуботками, Кочубеями, Леонтовичами, Державиным, Котляревским, Гоголем, Гнедичем, братьями Муравьевыми-Апостолами. Сын поэта Василия Васильевича Капниста Андрей долгие годы дружил с Тарасом Шевченко. Многие знаменитости любили приезжать в гостеприимную Обуховку, которая была своего рода центром культурной жизни украинской интеллигенции.

Давно мечтал побывать на земле украинских предков граф Капнист из Венеции. Джованни принадлежит к ветви династии, исходящей от прапрадеда Петра Николаевича Капниста, полковника императорской гвардии, и его жены Екатерины Д’Аллонвиль, внучки маршала фон Мюнниха, который был военачальником российской армии времен царствования Анны Иоанновны. Их сын Михаил Петрович служил полномочным послом России в Венеции. Погиб в дорожном инциденте в 1908 году. Сын посла, дед графа Джованни, был директором банка в Рио-де-Жанейро и в 20-х годах вернулся в Венецию.

Джованни Капнисту 50 лет. Он врач-гематолог. Имеет дочь Лавинию и двоих сыновей — Микеле и Григорио. Граф поддерживает связь с Капнистами греческими и Сержем — банкиром из Парижа. Джованни не только давно заинтересовался своими корнями, но и очень хорошо изучил историю Украины. К слову, ее преподают на одном из отделений университета в Венеции. Планируется и преподавание украинского языка.

В 1991 году Джованни сильно взволновала небольшая статья в итальянском журнале «Сады» («Джардини»). Он написал в Киев, автору — председателю Общества ландшафтных архитекторов Украины Наталии Абессиновой. (К сожалению, недавно ее не стало.) Переписка завязалась с мужем Наталии Петровны Юрием Педаном, литературоведом и — надо же такое! — италоведом. Это заставило Юрия Лаврентьевича углубиться в историю рода Капнистов. Когда Джованни и его жена Марина приехали в Киев, их ожидал приятный сюрприз. Они узнали много интересного еще об одной яркой личности — актрисе Марии Капнист. Познакомились с ее родственницей по прямой родовой ветви Валерией Андриевской и свояченицей Еленой Ворониной.

Вечер знакомств в скромной киевской квартире невольно стал вечером памяти актрисы, известной любителям кино по фильмам: «Вдали от Родины», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Руслан и Людмила», «Пропавшая грамота», «За двумя зайцами», «Шанс» и многим другим. Эта представительница Капнистов прожила жизнь трагическую и прекрасную. Дважды прошла все ужасы ГУЛАГа. Тем не менее, как сказала близко знавшая и обожавшая ее актриса Раиса Недашковская, Мария Ростиславовна всегда оставалась добрым, духовно чистым человеком. Она любила жизнь, людей, красоту. Свою книгу о Марии Капнист подарила графу журналистка Людмила Кочевская.

А каковы же впечатления Джованни от поездки на Полтавщину?

— С первой минуты, — рассказывал граф, — у меня появилось ощущение причастности к этой земле, к милой, какой-то «домашней» природе. Встречали нас очень тепло. Показали Полтаву. Заехали в Миргород. У Капнистов было около двух десятков имений в Полтавской и нынешней Сумской областях. Но больше всего любили Обуховку.

Джованни очень растрогало, что музей там — народный. Еще в те времена, когда к дворянству «положено было» относиться плохо, школьный учитель Василий Брага по крупицам стал собирать экспонаты. Сейчас о музее заботится директор школы и множество бескорыстных помощников. Историю рода Капнистов в селе знают и стар и млад. Гордятся ею.

С волнением шел Джованни по фамильному кладбищу. С волнением посидел в старинном кресле в доме Капнистов. С волнением вглядывался в старые фотографии, документы, портреты.

Снимки на память. Прощание. Обещания приехать на следующий год. И непременно подгадать к Сорочинской ярмарке. Без такой достопримечательности Полтавщина не Полтавщина.

— А знаете, — улыбаясь поделился со мной граф, — полтавчане мне сказали, что я — их типаж. Мол, дай мне в руки косу да отправь на луг на сенокос — от местного мужика не отличишь...

— Хм-м, — я с удивлением посмотрела на высокого, пропаленного солнцем Италии брюнета с красивыми усами и... неожиданно для себя подумала: а почему бы и нет?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать