«И ты, Брут!»
Как всем известно из школьных уроков истории, где-то на переломе VI—V веков до нашей эры Рим стал республикой; немногим позже были записаны законы «Двенадцати таблиц», которые стали основой Римского права (для свободных граждан). В течение нескольких столетий все важные должности в государстве распределялись между римскими гражданами (плебеями и патрициями) при помощи механизма выборов. Но несмотря на то, что римлянами был накоплен большой опыт республиканского способа общественной жизни, который частично дошел и до их отдаленных потомков (ими можно считать всех европейцев), их законы решали далеко не все общественные коллизии, связанные с формированием систем управления государством. С того времени прошло почти 2500 лет, однако проблемы управления обществом, в частности, проведение «честных» выборов, остаются все еще не решенным, а часто — даже сомнительным делом. Верхушка считает, что причиной этого является неподготовленность народа, а народ все «валит» на верхушку, как и 2500 лет назад в древнем Риме.
История и современность ярко демонстрируют тот факт, что современные избирательные системы сохранили немало «черных» избирательных черт тысячелетней давности, заложенных еще Великим Римом. Чтобы не быть голословными, даем короткий очерк, связанный с баллотированием в римские органы власти всем известного и до сегодня Марка Тулия Цицерона — прославленного римского оратора, адвоката, писателя, политика (106 — 43 до н.э.). Было это после добровольного отречения от власти, а потом смерти римского диктатора-олигарха Суллы, во времена, когда римская демократия вновь приобрела, хоть и ненадолго, определенную силу. Как и раньше, в жизни римлян начали играть особую роль выборы магистратов («magistratus» — государственные руководители различных уровней), зависевших как от высших сенаторских слоев, так и от воли простых римских граждан — плебса. Желающих быть избранными во все времена было больше, чем служебных должностей. Причина была очевидной всем — избранный магистрат имел надежду на назначение в ту или другую римскую провинцию, а это, как правило, было источником обогащения. Поэтому конкурирующие кандидаты всячески пытались привлечь плебс на свою сторону, что приводило к очень напряженному состоянию в Риме.
До нашего времени дошел аутентичный и очень интересный документ (I в. до нашей эры), в котором брат Марка Тулия Цицерона дает ему — Марку Тулию — предвыборные советы (Цицерон был тогда новым человеком на римском Олимпе, и к тому же — не имел знатных предков и мог рассчитывать только на силу своего ораторского искусства, которое также могло оказаться недостаточным). Его опытный брат Квинт утверждал, что для победы на выборах абсолютно необходимо обеспечить две вещи — поддержку друзей и приверженность плебса (народа). То есть, любыми усилиями, ни на что не обращая внимания, Цицерон должен привлечь на свою сторону не только магистратов и сенаторов, но и представителей «самого низкого» люда Рима. В случае выборов нельзя пренебрегать даже рабами, «потому что хотя они и не участвуют в выборах, репутация кандидата часто зависит от отзывов прислуги».
Заботливый брат поучал Марка Цицерона: «Нужно, чтоб твое появление на Форуме или на улице каждый раз привлекало многих людей всех состояний и вызвало уважение. Когда ты — кандидат — выходишь из дома, ты обязательно должен быть окруженным толпой людей». Приверженности же избирателей можно достичь различными способами: кандидат должен быть приветлив, внимателен и помнить как можно больше людей, чтобы при встрече обязательно называть их по имени. Для чего нужно специально тренировать свою память, а также иметь при себе способного раба-номенклатора, которое будет шептать тебе на ухо имя каждого встречного («Номенклатор» должен знать и называть своему господину имена всех граждан города. Это такая должность — К.Г. )». Опытный брат Цицерона настаивал и на том, что во время избирательной кампании нужно обязательно пользоваться лестью, которая, хоти и является пороком в повседневной жизни, превращается во время избирательной кампании в очень эффективное оружие. «Если ты хочешь быть избранным, — писал практичный и осведомленный Квинт — то восхваляй всех и все!».
По мнению брата Цицерона, кандидат должен представлять себя перед избирателями весьма щедрым человеком, а в его карманах должно быть достаточно денег, дабы угощать всех вокруг. Если же денег все-таки мало, то пусть друзья Марка непрестанно восхваляют доброту кандидата и его уважение к народу. «А народ — по словам Квинта — должен верить, что когда тебя изберут, ты будешь действовать в его — народа — интересах!». Интересно отметить одну характерную черту того времени — о политической платформе Цицерона Квинт заботился мало: «Главное, брат, чтобы Сенат смотрел на тебя, как на защитника авторитета Сената (а не Рима!), ревнителя порядка и покоя в государстве». (Это яркий пример упадка римской демократии — проблемы принципиальные и политические в предвыборной агитации начали занимать второстепенное место).
Историки считают, что письмо брата к Цицерону не является полностью открытым и переполнено тогдашними эвфемизмами, особенно когда речь идет о прямом подкупе избирателей деньгами. Ведь известно, что тогда существовала даже специальная такса — сколько и кому денег на подкуп избирателей выделяет кандидат на государственную должность (раздачей денежных сумм занимались специальные посредники). Это практиковалось несмотря на то, что Сенат издал несколько строгих законов против денежных подкупов. На это, однако, никто не обращал внимания и против этого никто не протестовал. Еще одним видом подкупов была организация различного рода зрелищ, которые требовали огромные суммы от кандидатов, но чрезвычайно ценились избирателями — «жалким и бедным простым людом» (по определению Цицерона).
Перед выборами, как водится и сегодня, начинались «рыцарские» поединки кандидатов — нападки на неприятелей, на их личную жизнь, на нечестность и разврат. Шли в ход обещания, демагогия, подкупы и даже клевета — ведь желающих получить государственную должность было значительно больше, чем должностей.
P.S. Марк Тулий Цицерон — выдающийся оратор, писатель и юрист — выиграл свои первые выборы. Вскоре он дослужился до высшей государственной должности Рима — стал Консулом. В 63 году до н.э. консул Цицерон разоблачил и подавил антиреспубликанский заговор Катилины. В 43 году до н.э. был убит во время гражданских войн, которые привели, в конечном итоге, к установлению Римской империи.
Выпуск газеты №:
№113, (2007)Section
Украина Incognita