Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как украинцам выйти из Дома Неволи?

Духовный подвиг Моисея как честного вождя народа и его проекция на настоящее
13 марта, 10:48
ФОТО С САЙТА ARIA-ART.RU

Это происходило более 3200 лет назад. Настолько давно, что даже сложно представить... Однако есть нестареющие общечеловеческие уроки, которые не тускнеют со временем , — ведь дают ответ (тем, кто способен получить этот ответ тяжелым трудом души и ума!) на «вечные» вопросы, которые касаются абсолютно каждого из нас: в чем смысл человеческой жизни? Ради чего, когда и каким образом (кем) был создан (возник) наш мир? В чем заключается миссия каждого народа на Земле и каждого честного вождя этого народа? Что собой представляет настоящая, нефальшивая Свобода? Вот все «простые», «детские» вопросы. Как доказывает всемирная история, именно они являются главными, жизненными для каждой нации. В полный рост встали они сейчас и перед Украиной. Потому что доказываем свою Волю Жить и Право Быть — не рабами.

Библейский рассказ о 40 годах скитаний Моисея и возглавляемого им народа в пустыне на пути к Обещанной (Господом) Земле — Земле Свободы — всемирно известна. Этот рассказ не одно тысячелетие спустя стал, и вполне справедливо, неотъемлемой и очень важной составляющей мировой духовной культуры. В первую очередь потому, что глубоко, честно и жестко (даже жестоко — однако честно!) отвечал на упомянутые уже «вечные» вопросы, которые и сегодня волнуют — должны волновать — каждого человека так же, как и 3200 лет назад. И великие украинские люди искусства никогда не были безразличны к этому сюжету. Вспомним лишь гениального «Мойсея» Ивана Франко:

«Народе мій, замучений, розбитий,

Мов паралітик той на роздорожжу,

Людським презирством, ніби струпом, вкритий!

Твоїм будущим душу я тривожу,

Від сорому, який нащадків пізних

Палитиме, заснути я не можу»

Это — голос Франко. И в то же время голос библейского (и исторического) Моисея. Это — строки действительно библейской силы (давайте вдумаемся: рабство — это «струп», «людське призирство», «сором»; обратим также внимание, как звучит в устах Моисея-Франко «народе мій» — как присяга нести крест, как клятва вести людей, как сгусток боли — не как пренебрежительные, самовлюбленные проповеди некоторых современных украинских политиков).

Мы позволим себе (в меру своих сил и знаний, бесспорно, субъективно) кратко напомнить читателю содержание и смысл — в сегодняшнем контексте — ветхозаветного эпического рассказа о Моисее. Ведь эти «40 лет скитаний в пустыне, пока не вымрет поколение рабов» — они, в общих чертах, известны каждому, даже тем, кто имеет достаточно туманное представление о Библии; к тому же, ссылаться на этот знаменитый сюжет стало уже свого рода «фишкой эрудиции». Но что стоит за этим? Какое содержание (одновременно и духовно религиозное, и символическое, и конкретно историческое: ведь большая часть специалистов все же рассматривают Моисея как реальную историческую фигуру, вождя еврейского народа, и относят события, связанные с ним, к приблизительно 1200 году до н. э.) несет в себе жизнь Моисея? Все оказывается и сложнее, и интереснее, и противоречивее, и кровавее, чем общеизвестные «клише». Однако начнем по порядку; будем опираться на ветхозаветные книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это — основные (часто единственные) источники для тех, кто берется рассказывать о Моисее.

ТАК МОГ ВЫГЛЯДЕТЬ МОИСЕЙ В МИНУТЫ ВНУТРЕННИХ СОМНЕНИЙ И СТРАДАНИЙ (ЧЕРТА, ПРИСУЩАЯ ВСЕМ ЧЕСТНЫМ ВОЖДЯМ НАРОДА). КСТАТИ, БОЛЬШИНСТВО УЧЕНЫХ ВСЕ ЖЕ СКЛОНЯЕТСЯ К МНЕНИЮ, ЧТО ЭТО — СКОРЕЕ ФИГУРА ИСТОРИЧЕСКАЯ, А НЕ ЛЕГЕНДАРНАЯ (ЖИЛ ОКОЛО 1200 Г. ДО Н. Э.) / ФОТО С САЙТА PRIHOD.RU

 

Итак, что, собственно, сделал этот человек (который верил и знал, что выполняет Волю Господню)? Он вывел родной народ из Египта — Дома Неволи (в других переводах Библии с древнееврейского языка на украинский употребляется еще более жесткая формулировка — Дом Рабства. Кстати, давайте задумаемся над этим сочетанием слов, никоим образом не случайным, как и все в Библии: «Дом» — что-то «свое», «исконное», «родное», «привычное» — но «Дом Рабства, Неволи»!). А Египет был для древнееврейского народа, как повествует Библия, именно таким домом: ведь «с жестокостью принуждали они (египтяне. — И. С.) сынов Израилевых к работам. И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от вской работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исход. 1. 13-14). Более того, вдобавок ко всем унижениям и порабощениям фараон египетский отдал приказ: убивать всех младенцев — евреев мальчиков, которые рождаются на землях его государства, оставив жить лишь девочек. Вот такое «предупредительное», «страховочное» мероприятие...

Но «сказал Господь: «Я видел страдание Моего народа в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду збавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход. 3. 7-8). И в то же время это — та самая Земля Обетованная (Обещанная Земля) — Земля Свободы. Видим здесь характерное сочетание Свободы как символа освобожденного духа и Молока и Меда как признака зажиточности. Извечная, на протяжении тысячелетий, коллизия истории, которая касается каждого народа. Мы не исключение.

Свой замысел — освободить «свой народ» — Господь осуществляет через Моисея, вождя народа (Библия называет его «самым мягким из людей», но какую стальную волю он демонстрирует миру!) и брата его Аарона. Господь посылает их обоих (Аарону было 83 года, Моисею — 80; впрочем, вполне можно допустить, что цифры эти были символическими) к фараону египетскому с требованием: «отпусти мой народ!» (кстати, «неволя египетская» длилась более 400 лет). Фараон — потому что «окаменело сердце его» — категорически отказывается. Тогда наступают знаменитые «кары египетские»: вода в Ниле превращается в кровь, «и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки» (Исход. 7. 18); всю землю египетскую, включительно с жилищами, укрыли полчища жаб (Исход. 8); потом на Египет напали мошки; страну совсем обсели песье мухи; случилась, «от Руки Господней», «моровая язва весьма тяжкая» (Исход. 9); всех египтян, вплоть до вельмож, укрыли воспаления с нарывами; на страну обрушился «град весьма сильный, котрому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» (Исход. 9.18); саранча полностью опустошает поля Египта (Исход. 10); потом на протяжении трех дней « будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма» (Исход. 10.21); и, наконец, Господь в полночь «прошел посреди Египта, и умер всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исход. 11.5). Лишь тогда фараон египетский, чье сердце до предела очерствело, выпустил народ Моисеев из своего государства (еще была погоня фараона с войском, с колесницами за людьми Моисея, которые как раз пересекали Красное море, направляясь через пустыню к Земле Обетованной; Моисей прошел море, как по суше — вода исчезла — а когда в море вступила армия фараона, вода поглотила всех до единого. Вот в этом и проявилась, согласно Библии, «мощная рука Господа»). Началось эпическое путешествие Моисея и народа его через пустыню — к Земле Свободы, «где течет молоко и мед». Это путешествие можно и нужно объяснять не только буквально, но и символически — как преодоление отчаяния, одиночества, ощущения покинутости на пути к Свободе. Преодоление и каждым человеком, и целым народом. Как закалка воли. Как готовность отдать жизнь за осуществление Божьего Замысла. Как мы увидим, люди, которые впитали в себя дух египетского «Дома Рабства» , — для этого не годились.

Но самая трагическая коллизия (возможно, главная в этой библейской эпопее) — это вражда, порой откровенная борьба между Моисеем и многими людьми из его же собственного народа. Потому что народ, войдя в пустыню (Бог хочет испытать этих людей на духовную стойкость, поэтому не повел их кратчайшим путем к Земле Обетованной. «Ибо сказал себе Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю « (Исход. 13. 17-18) — этот народ сетует на Бога и на Моисея, слугу его. Ведь нет еды, нечего пить, вокруг ядовитые змеи. Люди ропщут; они говорят Моисею: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас

(!!. — И. С.). Пусть мы работаем Египтянам. Ибо лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне» (Исход. 14. 11-12). И опять — сетование: «Сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром (!. —И. С.), огурцы и дыни, и лук, и чеснок; а ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» (Числа. 11. 5-6) — это та самая знаменитая «манна небесная». Заметьте, ее, которую даром дал людям Господь — мало. Вот что в ответ на эти жалобы, на эту тоску по Дому Неволи (оказывается, там не так уже плохо и кормили!) говорит Господь («и сильно воспламенился гнев Господень») Моисею: «Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо так, как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? Хорошо нам было в Египте, — то даст вам Господь мяса, и будете есть. Не один день будете есть, и не два дня, и не пять дней, и не десять, и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?» (Числа. 11. 18-20).

ВЕЛИКИЙ МИКЕЛАНДЖЕЛО УВЕКОВЕЧИЛ ОБРАЗ МОИСЕЯ В СВОЕЙ СКУЛЬПТУРЕ (40-Е ГОДЫ ХVI ВЕКА) / ФОТО С САЙТА ARIA-ART.RU

 

Великие чудеса, совершенные Господом в Египте и особенно впоследствии, в пустыне — добывание воды прямо из скалы (потому что народ роптал: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?» Моисей даже возопил к Господу: «Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями» (Исход. 17. 3-4), сотворение медного змея, который спасал людей от укусов ядовитых змей, — все эти чудеса не смогли вдохновить народ идти дальше по безводной, голодной, гнетущей пустыне к взлелеянной в мечтах цели. Более того: многие люди бунтуют против высших духовных ценностей самого Бога! Вчитаемся в знаменитую главу (Исход, 32), где перед нами появляется Золотой Телец. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы (Синай, где Господь дал народу 10 Заповедей. — И. С.), то собрался к Аарону, брату Моисея, и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами! Ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из Египетской земли, не знаем, что сделалось». Аарон, растопив в огне золотые украшения людей, сделал из них золотого «литого тельца», и сказали они: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (деньги — бог, точнее, квазибог; было ли это лишь 3200 лет назад? И не здесь ли — корень многих наших проблем?).

Что делает Господь? Он сказал Моисею: «Поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. Слишком скоро улонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской. И сказал Господь Моисею: «Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь меня: да воспламенится гнев Мой и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исход. 32. 7-9).

Лишь после мольбы Моисея этот замысел не был осуществлен. Однако вождь народа явил себя во всей силе гнева. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски (ритуальне. — И. С.), тогда воспламенился гневом Моисей... и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

И сказал Моисей Аарону: «Что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?...». И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. (Исход. 32. 25-28) — тех, кто подменил настоящего Бога Золотым Тельцом, Мамоной, Денежным мешком! Страшные строки, но их необходимо помнить. Потому что тот, кто искажает ценности — никогда не увидит Обетованную Землю Свободы.

Когда же Господь и Моисей (уже позади был не один год скитнаний в пустыне, однако люди не знали, что впереди — еще множество) снова услышали нарекания народа: «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?  (Числа. 14. 2-3) — вот тогда Господь сказал в ответ страшные слова: «Доколе будет Меня раздражать народ сей? Поэтому кажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, — не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина...» (храбрые воины, которые мечом пролагали путь к Обетованной Земле. Не вошел даже Моисей! Потому что поддался сомнениям. —  И. С.). «Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели...» (Числа. 14). Дети узнали эту землю. Но сначала они получили ее мечом!

***

Надеемся, что эти короткие заметки станут полезными для тех наших читателей, которые размышляют над тем, когда появится украинский Моисей и почему его до сих пор нет. Чтобы представить это — рассказ о подвиге Моисея нужно очень хорошо знать. Будем же оптимистами — потому что, например, молодой Тычина верил в то, что «воздвигне Вкраїна свого Мойсея». Суметь бы только вовремя бросить в огонь Золотого Тельца.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать