Храм нашей Судьбы
Десятинная церковь Крестителя и Просветителя Руси Владимира Святого: проблемы возрождения![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110721/4127-8-1.jpg)
Проводятся также соответствующие работы по благоустройству и озеленению территории в зоне бывшего церковно- дворцового ансамбля и заповедной территории в целом.
Вторым вариантом предусматривается также надлежащее сохранение всех памятников археологии, их консервирование и музеефикация аутентичных остатков фундаментов так же, как и в первом варианте. Но в центральной части планирования древнего храма на месте четырех центральных столбов (средокрестия) — сакральном месте — возводится мемориальная часовня из плинфы и с семантическими признаками средневизантийского храмового зодчества. Выполняется также соответствующее благоустройство и озеленение территории, трассировки фундаментов древнего храма на поверхности земли и возведение в ее правом углу пирамиды-витрины для экскурсионного показа музеефицированных аутентичных остатков древней Десятинной церкви, которые находятся в подземной части храма. Вход в подземную часть музея с криптой, где размещены аутентичные остатки Десятинной церкви, осуществляется со стороны ул. Владимирской, там, где ныне размещена входная площадка с лестницей в Национальный музей истории Украины.
Однако анализ показывает, что первый и второй варианты не решают задачи надлежащего возрождения памяти о первом храме Руси, а только увековечивают историческую память о нем. В этих вариантах вовсе не решаются вопросы надлежащего проведения религиозных священнодействий, поскольку не предусмотрено построение небольшого мемориального храма как главной святыни для проведения разных церковных служб. И, таким образом, это уникальная духовно-культурная среда не получает достойный сакральный образ-мемориал для того, чтобы отмечать знаменательные события нашей истории и культуры — принятие христианства на Руси и построение первого каменного монументального храма. И, кроме того, в этих вариантах появляется еще один упрощенный памятный знак, которых на этой территории детинца уже расположено предостаточно. В данном случае мы получаем семантическую атмосферу своеобразного кладбища исторических памятников на этом достопримечательном месте нашего неугасимого историко-культурного наследия. А желательно такое архитектурно-художественное пространственное и эстетическое решение, которое бы возвращало нас к славным временам Владимира. Необходимым является создание надлежащих условий для благоприятного визуально-пространственного обзора археологических остатков бывшей ансамблевой церковно-дворцовой застройки детинца древнего Киева с его знаменитой доминантой — летописной церковью Пресвятой Богородицы Десятинной. Именно так, на наш взгляд, может решиться этот вопрос в третьем варианте.
Третьим вариантом предусматривается также надлежащая сохранность археологических памятников — их консервирование и соответствующая музеефикация в подземной части аутентичных остатков фундаментов и экспонирования других археологических находок, которые касаются Десятинной церкви и Южного княжеского дворца (гридницы). На уровне поверхности земли, только над размерностями сакрального ядра центральной части следов фундамента древней церкви — веками намоленном месте — строится небольшой мемориальный храм как архетип древней Десятинной церкви в память 1020-летия принятия христианства на Руси и о первых выдающихся церковных святынях Киеворусской церкви — мощах святого Римской церкви Климента и его ученика Фифа, а также великокняжеские захоронения семьи Владимировичей и погибших здесь в 1240 г. последних защитников стольного Киев-града. Построение небольшого мемориального храма как своеобразного византийского архетипа — начального образца раннего периода киеворусского христианского монументального храмостроения лишь только над размерностями центральной сакральной части древнего храма (где даже нет остатков его фундаментов) именно как тринавовой, триалтарной, крестообразной купольной базилики с трансептом, — если бы это построение было осуществлено, то оно несколько компенсировало бы потери начального звена раннего периода монументального храмостроения в Киевской Руси. Именно в таких типах храмов были наиболее точно определены канонические традиции структурного построения соответствующего сакрального образа в середневизантийском храмостроении. Этим вариантом предусматривается также надлежащее консервирование и современная музеефикация (в подземной части) аутентичных остатков фундаментов и экспонирование разных археологических находок, которые касаются Десятинной церкви и организации крипты с мощами святомученика Иоанна. На верхней части на уровне поверхности земли проводится трассировка фундаментов от пристроек с трех сторон до центральной части древнего храма и установления в юго-западной части стеклянной пирамиды-витрины для показа музейной экспозиции (остатков фундаментов, возможно, крещальни) нижнего подземного этажа. Предусматривается также установление гранитного знака отличия с соответствующей эпитафией (на украинском, русском и английском языках).
При этом возможность проведения экскурсионного обзора музейной экспозиции аутентичных остатков фундаментов храма в подземной его части предусмотрена со стороны входа к нему на ул. Владимирской, 2 (где ныне расположен вход на территорию Национального музея истории Киева.) В то же время, такой подход и построение небольшого мемориального храма наиболее тактично впишется в нынешнюю исторически сформированную застройку городской окружающей среды центральной части древнего Киева. Необходимо заметить, что общий объем такого храма-памятника значительно меньше и более скромен как по высоте, так и по общим размерам, по сравнению с бывшим Десятинным храмом, который был, как известно, возведен на 2/3 части фундаментов древнего храма по проекту арх. В. Стасова. И поэтому такое сооружение не затенит Андреевскую церковь и тактично впишется в современную городскую окружающую среду. Эти аспекты были предварительно апробированы соответствующим компьютерным моделированием нынешней городской окружающей среды. В случае размещения храма-памятника в честь Десятинной церкви как символа принятия христианства в Киевской Руси такой храм мог бы стать главной церковной святыней ныне действующего здесь мужского монастыря. В зоне тяготения этого храма предусмотрена возможность использования зданий на верхней кромке Андреевского спуска для расположения необходимых помещений для этого монастыря (келейная для монахов, трапезная с небольшой церковью, помещение наместника и притча, воскресная школа, библиотека, иконописная мастерская, просвирня и тому подобное). Предусмотрено также соответствующее благоустройство и озеленение территории для музейно-экскурсионного обзора этого значительного места нашей истории и культуры.
Четвертым вариантом также предусмотрено проведение консервирования и музеефикации всех сохраненных памятников археологии (как относительно Десятинной церкви, так и остатков фундаментов бывших великокняжеских дворцовых строений детинца). Путем поискового проектирования подготовлены гипотетические компьютерные версии возможной полноценной рекомпозиции вероятного вида Десятинной церкви с включением всех размерностей остатков фундаментов и следов древнего храма. В четвертом варианте учтены все пристройки к центральному ядру храма — крестообразной купольной базилики с трансептом и семикупольным (возможно, девятикупольным) завершением: пять (возможно, семь) куполов над центральной частью храма и два над башнями с лестницей, где расположены колокола. Четвертый вариант имеет прежде всего научно-познавательное значение, потому что отражает вероятный, с характерными базиликальными признаками (но при этом максимально приближенный к первообразу), образ древнего храма. В то же время, учитывая настойчивые попытки священнослужителей Украинской православной церкви отстроить полноценный образ-символ древней Десятинной церкви, необходимо тщательнее рассмотреть целесообразность такого решения с соответствующим научным обоснованием, которое нуждается в дополнительных предпроектных наработках для определения возможностей гармоничного сочетания объемно-пространственной композиции такого храма-новостроя с современной устоявшейся городской застройкой этой заповедной части древнего Киева. Будут также должным образом решены, насколько это возможно, сложные — градостроительные, с учетом среды, транспортно-пешеходные и другие проблемы. При этом необходимы многоаспектные убедительные аргументы относительно целесообразности именно полноценного восстановления символического образа бывшей Десятинной церкви. Такое архитектурно-проектное решение нуждается в широком профессиональном и общественном обсуждении, согласовании с соответствующими государственными, общественными культуроохранными службами и общественностью для принятия взвешенного решения на высоком государственном уровне. Учитывая, что территория, на которой расположены аутентичные остатки фундаментов Десятинной церкви, находится в охранной зоне ансамбля сооружений Софийского собора — выдающегося памятника архитектуры национального значения, который включен в Список всемирного наследия, архитектурно-проектные предложения относительно возможного построения храма-архетипа или полноценного храма-символа древней Десятинной церкви должны быть, в определенном порядке предварительно представлены в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО для получения соответствующих выводов и рекомендаций.
Анализ и сопоставление компьютерных версий всех четырех вариантов показывает, что в зависимости от поставленных задач перед окончательным принятием решения целесообразно рассматривать третий и четвертый варианты. Речь идет о современной музеефикации остатков древнего храма и возведении небольшого мемориального храма как архетипа или полноценного символического образа древней Десятинной церкви.
Поэтому эти два варианта современной музеефикации аутентичных остатков бывшей Десятинной церкви целесообразно разработать как архитектурно-проектные решения в одном масштабе, базируясь на результатах новейших археологических исследований и устоявшихся византийских традициях христианского храмостроения. И после их проектной разработки и тщательного градостроительного макетного моделирования (в масштабе 1:10) в контексте формирования пространства бывшего церковно-дворцового ансамбля с учетом современной городской застройки возникнет задача выбора лучшего из них для последующего выполнения комплексного рабочего проекта. При этом они предварительно представляются в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО. И уже их эксперты подготовят соответствующие выводы и рекомендации относительно представленных проектов. Они же окончательно определят наиболее приемлемый вариант, правомочность и целесообразность реализации одного из них в натуре.
Все это воспринималось бы как своеобразная перекличка веков — от времен принятия христианства на Руси и построения первого каменного храма, генетически связанного с византийскими каноническими традициями церковной архитектуры, и до нынешних времен широкого развития украинской национальной храмостроительной культуры, что знаменовало бы также непрерывность унаследованных исторических церковных традиций и исконность православия на Древнерусской земле, каноническую храмостроительную культуру стольного Киев-града как «Второго Иерусалима» и Константинополя Святой Руси.
Целесообразна организация надлежащих условий для проведения в этой заповедной зоне тематических театрализованных экскурсий-спектаклей в вечернее время, используя исторически сформированную среду с достопримечательными археологическими памятниками и употребляя средства виртуальной световой архитектуры — эффекты лазерных технологий и голографии, создавая ощущение «духа места», иллюзии сопричастности экскурсантов к славным княжеским временам нашего далекого прошлого, инсценируя эффект временной сменности.
Проведенные исследования и экспериментальные архитектурно-проектные поисковые разработки показали реальные возможности умеренной ревалоризации историко-культурной среды достопримечательного места нашей истории и культуры, и определения возможного варианта достойного увековечения памяти о принятии христианства и построении первого каменного монументального храма в Киевской Руси — церкви Богородицы Десятинной.
Поэтому можно сделать вывод, что, усвоив византийские канонические традиции каменного монументального зодчества с учетом региональных влияний, Киевская Русь в последующем создала собственную богатую культуру христианского храмостроения и сделала значительный вклад в мировую культуру Х-ХIII вв.
Академик П. Толочко отмечает, что былины и исторические предания, легенды и летописи, церковная и светская литература, величественные соборы, мозаика и фрески, книжные миниатюры и иконы, золотоделие, музыка и церковное пение, без которых невозможно было бы проводить службу Божью в христианских храмах, — все это показывает многогранность культурного развития. Была создана первая школа и основана чеканка собственных денег, получали широкое развитие торговля и различные ремесла — это неполный перечень бессмертных культурных побед наших далеких пращуров.
Поэтому надежное сохранение национального историко-культурного наследия — священный долг современных потомков культурных достижений далекого прошлого Руси-Украины.
Выпуск газеты №:
№127, (2011)Section
Украина Incognita