Крепкая закваска
Недавно мне случайно попал в руки журнал «Русская жизнь». Среди материалов, посвященных 55-летию Победы, там была напечатана статья «Победа под Сталинградом как поражение западноевропейской цивилизации». Бесспорно, название интригующее; таким оказался и текст. Весьма интересно было читать, как ловко и «логично» автор объединил в «одну кучу» всех западных участников Второй мировой войны, поставив «так называемых» союзников (Великобританию, Францию, США и других) по одну сторону окопов вместе с Третьим Рейхом. И категорически отверг какой бы то ни было вклад Запада в разгром гитлеризма.
К сожалению, содержание статьи не дало ясных ответов на вызов красноречивого заглавия, из которого следует, что историческая битва под Сталинградом — это противостояние двух цивилизаций, где поражение потерпела не фашистская Германия, а западноевропейская цивилизация. Эту последнюю автор трактует извне, как образование иное по природе, чуждое и враждебное россиянам. Так относились, например, древние русичи к восточным кочевникам. Невыясненным остался наиболее интересный вопрос — к какой, неизвестной исторической науке, цивилизации автор статьи относит вторую сторону, то есть Союз, Россию? К советской, российской или «восточно-православной»? Или к какой-то большой азиатской цивилизации, например, китайской? Тоже не похоже. Похоже только на то, что автор видит свою родину вне пределов современных мировых сообществ, вернее сказать, «над» ними, над любыми общими системами культуры.
Над каждым словом статьи в «Русской жизни» витает дух абсолютной исключительности, превосходства «избранного» русского народа. Тот самый дух, о котором выдающийся русский философ-богослов Владимир Соловьев писал: «Я решительный враг негативного национализма или народного эгоизма, самовлюбленности, что является по существу таким же отвратительным, как самовлюбленность личности». Соловьев считал, что «...глубокая внутренняя ложь (самовозвеличивание), которая разъедает нашу жизнь, может привести нас к гибели, как это случилось когда-то с Византией».
В общем, упомянутая здесь статья поражает цельностью, последовательностью, глубокой убежденностью. Поневоле думаешь: «Вот та самая закваска, тот духовный фундамент, на котором во всем мире во все времена строятся империи». Постоянное осознание своего превосходства, презрение ко всему чужому, абсолютная слепота по отношению к преимуществам и достижениям других, железная уверенность в своей правоте, а еще — в своем праве на что угодно, праве, которое логично проистекает из правоты.
В последнее время появилось немало доказательств того, что «империесозидательный» потенциал России далеко не исчерпан. Разворошенная, неустроенная, в долгах, часто безработная, еще чаще без копейки в кармане страна только что убедительно проголосовала за войну, кровь, за уничтожение людей — своих и чужих — ради «целостности» большой России. И никто — ни народ, ни ученые, ни оппозиция, ни СМИ — не акцентируют внимание на таких экономических «пустяках», как, например, ежедневная стоимость военных операций в Чечне или стоимость одного вылета бомбардировщика, или одного залпа ракетной батареи. «Мы за ценой не постоим!» Французский писатель Анатоль Франс когда-то иронически написал (речь шла о кровавых победах Наполеоновской империи): «За славу невозможно переплатить!». Иными словами, приемлема любая цена, без ограничений.
До недавнего времени империи были главными субъектами всемирной истории, ее движителями, творцами цивилизаций, культур. Не все, однако. Римская империя, например, оставила миру наследие, которое и через 1500 лет после распада империи оказывает немалое влияние на современные философию, законодательство, языки, образование, литературу, архитектуру, живопись и т.д., и т.п. Не только в пределах так называемой западной культуры. Но что оставила миру, скажем, свехдержава Чингисхана?
Выпуск газеты №:
№92, (2000)Section
Украина Incognita