Перейти к основному содержанию

«Культурный слой»

26 февраля, 00:00

Заканчивается февраль, скоро начнет таять снег; он откроет нашим глазам не только первые зеленые ростки, но и слои отбросов, накопленных за зиму. Во времена синтетических оберток и пакетов нечего ожидать, что в течение зимы мусор перегниет под снегом и будет смыт весенними потоками. Он будет вывезен, рано или поздно, с улиц городов, особенно центральных, в пригороде же останется лежать «навеки».

У археологов есть понятие «культурный слой». Во время раскопок древних поселений людей большая удача для ученых натолкнуться именно на такой слой, потому что тогда можно ожидать многочисленных находок — остатков посуды, иногда даже с едой, каких-то инструментов неизвестного назначения, сломанного оружия, украшений, различной формы бутылок и тому подобное. Как правило, все это когда-то давным-давно было выброшено на мусорник и там тысячи лет ожидало лопат археологов. Изучая находки, ученые реконструируют уклад жизни людей минувших эпох.

Мне в голову часто приходят те будущие археологи, которые через несколько тысяч лет станут раскапывать наш город. Я радуюсь за них, ведь мы все старательно и непрестанно готовим для тех ученых толстый и роскошный культурный слой — на каждой улице, в каждом дворе, возле каждого дома. Наш дворник рассказывает, что как бы поздно вечером он не убрал и как бы рано утром не пришел на работу, картина всегда одинаковая — под окнами, по периметру 18-этажного дома, земля густо устелена выбросами из окон. Чего только здесь нет, — от окурков до старых диванов. Мимо окна моей кухни даже днем летят, как коршуны на цыплят, большие газетные пакеты с мусором. Соседи по вертикали считают этот способ намного более удобным, чем долгое путешествие к люку мусоропровода на своем этаже.

Киевляне — счастливые люди. Так как несмотря на индустриализацию-коллективизацию-приватизацию-дачизацию вокруг них, часто даже в городской черте, каким-то чудом сохранились чрезвычайной красоты места. Изумрудные острова на Днепре, узкие и извилистый заливы и проливы большой реки, дубравы-урочища. Но все это, согласно народной поговорке, «не тому досталось». Потому что ни власть, ни люди не ценят красоту и не заботятся о ней. Посмотрите, например, в каком состоянии находится берег Оболонского залива, вдоль которого тянется улица Приречная, или неповторимо живописные окрестности улицы Северной.

Пригородные рекреационные места, куда в течение лета приходят сотни тысяч людей, у нас никогда не убираются. Это касается, например, северной части Труханова острова, берегов Днепра, Десны, Десенки в черте города и так далее. Более того, эти природные парки часто служат местной власти, коммерческим и коммунальным предприятиям как удобные близкие свалки — так они экономят бензин. Есть, правда, группа немногочисленных энтузиастов, которые идут на прогулку с большими полиэтиленовыми пакетами и собирают на своем пути разбросанные вокруг остатки «культурного» общения с природой. Но силы слишком неравны. Большинство из нас не имеет ничего против отдыха среди мусора и не обременяет себя тем, чтобы забрать с собой собственные отбросы и донести их до ближайшей урны.

Причина такого безобразия, по-видимому, в том, что данные нам Богом места не имеют ни надзора, ни охраны, а мы все (включая местную власть) не имеем элементарного экологического воспитания. Поэтому лики бесценных лугов и левад обезображены рубцами автоколей, крутые берега разрушаются и сползают под весом автомашин, хотя везде висят запретные автознаки. Там, где другие люди проложили бы кабели, мы ставим кривые столбы низковольтной электролинии; непрестанно расширяют свою площадь автостоянки и какие-то мастерские на берегах, появляются новые — глухие и гадкие — бетонные заборы. Кто дает разрешение на их возведение? Каждую осень вдоль Днепра пылают высохшие луга, подожженные подростками — «просто так», для развлечения. От пламени пропадают корни многолетних трав, подгорает, умирает кора больших деревьев. А каждое лето прибавляет новые тонны мусора к наслоениям прошлых лет.

Все это безошибочно указывает на то, что наше предназначение на земле состоит в формировании для будущих ученых толстого «культурного слоя». Что будущие археологи смогут найти на том, скажем, месте, где когда-то были Германия или Австрия? Скорее всего, ученые будут ошибочно утверждать, что в конце второго тысячелетия новой эры земли Западной Европы были безлюдными, незаселенными, а центры «цивилизации» находились где-то на Востоке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать