Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между Римом и Царьградом

Киевская Русь и христианская Европа
25 декабря, 16:40
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Осенью нынешнего года в итальянской столице состоялось сразу несколько знаковых для Украины событий. Одним из них стала работа международного научного форума «Украина между Западной и Восточной Европой», организованного Национальной Академией деи Линчеи (Accademia Nazionale dei Lincei) и Институтом социальной и религиозной истории (г. Виченца). В его работе приняли участие известные итальянские (Санте Грачетти, Марио Капалдо, Джованна Броджи, Чезаре Альцати, Джорджио Кракко) и украинские (Мирослав Маринович, Виктор Еленский, Константин Сигов, Наталья Яковенко, Оксана Пахлевская и автор этих строк) специалисты по истории культуры и религиозной мысли Восточной Европы.

Важность этой встречи трудно переоценить, ведь здесь во дворце Корсини уже на протяжении более 400 лет Академия представляет последние изобретения точных наук и озвучивает основные результаты исследований в сфере гуманитарных знаний. Основанная в 1603 году, Академия по праву гордится тем, что ее членами были Галилео Галилей, Бенедетто Кроче, Гульельмо Маркони, Альберт Эйнштейн, Рита Леви-Монтальчини и другие выдающиеся мыслители. Ее название (lince в переводе с итальянского означает «рысь») само по себе является метафорой, которая намекает на очень острое от природы зрение этого грациозного животного, сравнивая его со способностью культуры преодолевать границы текущего момента, заглядывая в будущее.

Там, в Риме, тему моего доклада «Киевская Русь и ее начальная общая история в неразделенной Европе» можно было показать наглядно топографически. У подножия Латеранского холма, на живописной улице Сан-Джованни-ин-Латерано притаилась внешне неприметная церковь Сан Клементе. На поверхности она являет собой базилику ХІ — ХІІ ст., а под ней находится церковь ІV века, где похоронен один из просветителей (апостолов) славян — Константин (Кирилл). Кирилл и Мефодий вместе со святым Бенедиктом были провозглашены в апостольском послании Egregiae virtutis папы Ивана Павла ІІ патронами Европы. Своей подвижнической деятельностью они заложили идейные фундаменты неделимого европейского культурного и религиозного пространства.

Стараниями Кирилла Философа во второй половине ІХ ст. вблизи византийского города Херсонеса-Херсона в Крыму были найдены мощи святого Климента — ученика апостола Петра, четвертого папы Римского. Отправленный при императоре Траяне в ссылку в Крым, он принял там мученическую смерть. Как сообщается в одном древнем латиноязычном источнике, известном под названием «Passio sancti Clementi», с целью недопущения посмертного поминания останков Климента христианами, а также для того, чтобы сделать их недоступными для верующих (до этого времени в Херсонесе уже была христианская община) мучители, получив приказ из Рима казнить Климента, привязали ему на шею каменный якорь и утопили его в море. Но вера местных христиан была такой крепкой, а уважение к мученику настолько велико, что ежегодно за неделю до дня памяти святого (Православная церковь празднует память священномученика Климента 25 ноября по старому стилю (8 декабря по новому) море удивительным образом отходило от берега и открывало сухой путь к его гробнице. Так продолжалось в течение семи веков. Но потом вера местных христиан ослабела, и в наказание море перестало отступать и обнажать раку с мощами.

Когда Кирилл Философ в 860 г., направляясь с церковно-политической миссией в Хазарию, остановился на зиму в Херсонесе, местные жители уже не могли указать ему то место, где когда-то был утоплен Климент и где раньше ежегодно обнажались его мощи. В результате активных поисков, которые сопровождались молитвой, Кириллу удается найти то место, где покоились святые мощи. После перенесения их из моря в город они были сложены в соборной церкви апостолов Петра и Павла. Событию перенесения мощей из моря в город Кирилл посвятил какое-то произведение, греческий текст которого, правда, науке неизвестен, но он сохранился в славянском переводе. В конце 867—868 гг. часть найденных останков священномученика Кирилл привез в Рим, в подарок Папе Адриану II. Тот и построил для их хранения и почитания церковь св. Климента.

Другая их часть, найденная в византийском Херсоне крестителем Руси, князем Владимиром в конце Х ст., оказалась в Киеве: «Взял Владимир, — отмечает старокиевский летописец, — мощи святого Климента и Фива, ученика его, взял также утварь церковную и иконы на благословение себе». Мощи св. Климента, помещенные в одном из алтарей киевского первохрама — церкви Богородицы Десятинной, которую западные хронисты называли «церковью мученика во Христе Папы Климента» (aecclesia Christi martiris et Papae Clementis), заложили духовные фундаменты раннего киевского христианства в его апостольском измерении. Принятие на Руси культа св. Климента Римского было связано не только и не столько с поисками правящими кругами Киевского государства и Церкви покровителя-апостола Русской земли, но и не в последнюю очередь с формированием киевской модели церковного уклада, в одинаковой степени открытой как христианскому Востоку, так и христианскому Западу.

Святой Климент стал небесным покровителем средневекового Киева и в то же время защитником единства христианской Европы. В тридцатых годах ХІ ст., приблизительно в то же время, когда римскую базилику украшали фресковыми изображениями чудес о найденных мощах святого Климента, в Киеве было создано анонимное произведение — «Слово на обновление Десятинной церкви», идейное содержание которого представляет похвалу римскому святителю. Климент уподобляется «церковному солнцу», которое «...от Рима в Херсон, а из Херсона в нашу Русскую землю смогло прийти». Это демонстрирует осознание его составителями неделимости Европы, пространство которой осмысливалось в категориях христианской веры.

Культ папы-мученика был весьма популярным как в Западной, так и в Восточной Церквях, что проявлялось в строительстве по всей Европе храмов в честь Климента и в создании посвященных ему многочисленных произведений литературы и искусства. Когда французский король Генрих отправил в 1049 году в Киев шалонского епископа Роже с целью сосватать за себя дочку князя Ярослава Мудрого, настоятель одного из монастырей по имени Одальрик просил епископа, чтобы тот узнал, сохраняются ли еще мощи святого Климента в Херсонесе. Тот выполнил просьбу. От киевского князя он узнал о перенесении их в Рим и Киев. Ярослав показал французскому епископу головы святых Климента и его ученика Фива.

Эти святыни были востребованы в литургической практике Киевской Руси и после разделения Церквей в середине ХІ века. Когда в июле 1147 года на церковном соборе, сзываемом в Киеве для избрания Клима Смолятича — русина по происхождению, предложенного князем Изяславом Мстиславовичем на митрополита, из уст новгородского епископа Нифонта и смоленского Мануила прозвучало отрицание («Нет того в законе, чтобы ставить епископам митрополита без патриарха. Только патриарх ставит митрополита»), черниговский епископ Ануфрий заметил: «Я узнал, надлежит нам поставить, потому что голова у нас есть святого Климента. Ведь ставят греки рукой святого Иоанна». И тогда — отмечает летописец — обдумав, епископы главой святого Климента поставили его (Клима), митрополитом». Это был второй случай в церковно-политической практике Киевской Руси, когда митрополит был поставлен не греческим патриархом, а по желанию киевского князя собором русских епископов. Следовательно, почтение памяти святого Климента в Киевской Руси имело и экуменическое значение, потому что поддерживало идею единства Западных и Восточных Церквей. Невзирая на свою принадлежность к византийскому христианству и цивилизации, Киевская Русь считала себя равноправным партнером в европейском содружестве христианских народов.

Эту экуменическую открытость Киева и осознания, что восточное и западное христианство составляет единую соборную и апостольскую Церковь подтверждает «Признание веры» первого русского по происхождению киевского митрополита Иллариона, возведенного на престол в середине ХІ в. «Прихожу в Соборную (Кафолическую. — В.Р.) Апостольскую церковь; с верой молюсь; с верой выхожу». Интерцивилизационное измерение религиозной культуры киевского проповедника демонстрирует и его Похвала крестителю Руси — князю Владимиру Святославовичу. В ее заключительной части содержится следующее молитвенное прославление Христа:

Христос победил

Христос преодолел

Христос воцарился

Христос прославился!

В восточнохристианской литургии прямых параллелей к Илларионовому гимну Христу не существует. Однако она находит, пусть и частичное, соответствие в латинской христологической формуле-триаде

Christus vincit

Christus regnat

Christus imperat

Литургическая по своему происхождению, эта формула достигает своими истоками так называемых Laudes regiae (царские похвалы). Илларион мог услышать эту формулу на богослужении при французском королевском дворе во время своего путешествия на Запад в составе русского посольства, которое сопровождало дочь киевского князя Ярослава Мудрого, Анну, ко двору ее будущего мужа Генриха І.

Идею неделимости Европы эксплицитно развивает старокиевский летописец в этногеографическом вступлении Повести временных лет — грандиозного летописного свода начала ХІІ ст. В его недатированной части спряталось описание путешествия апостола Андрея по Восточной Европе в Рим. Отправившись из крымского Херсона по Днепру, он пришел на то место, где позже появилась столица Руси — златоверхий Киев. Здесь Андрей установил крест, благословил днепровские кручи и провозгласил, что на них появится большой город, на который взойдет Божья благодать: «И будет город большой, и церквей много воздвигнет Бог». После чего он двинулся дальше на север через Скандинавию к Риму, откуда по морю вернулся к центру своей миссионерской деятельности — в Синоп на южном берегу Черного моря. Даже оставаясь творением воображения старокиевского книжника, эта легенда символично демонстрирует присущее тогдашней церковно-политической элите Киевской Руси ощущение неразделенной Европы.

Продолжение следует

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать