Памяти Иоанна Златоуста
В этом году христиане отмечают 1600-летие со дня смерти одного из выдающихся отцов и учителей христианской церкви — святого Иоанна Златоуста.
Родился Иоанн в 347 году в древней Антиохии (сегодня она называется Антакьей и входит в состав Турции). Его отец Секунд занимал в империи высокое военное положение, но умер вскоре после рождения сына, и младенец остался на попечении 20-летней матери Анфусы. Крещен был Иоанн уже после завершения образования.
Будущий святой с детства проявлял блестящие дарования и постоянно развивал их неустанным образованием, изучая как античных, так и христианских философов. Ораторское искусство Иоанн постигал под руководством известного языческого оратора Ливания. Когда через много лет Ливания спросили, кого из своих учеников он считает своим преемником, тот с грустью ответил: «Конечно Иоанна, если бы его не отняли у нас христиане!».
Закончив образование, Златоуст некоторое время занимался адвокатской практикой, где получил известность необыкновенно красноречивого оратора, однако его больше интересовали дела Церкви. И после смерти матери Иоанн продал свое имение, раздал деньги бедным, освободил своих рабов и ушел в пустынь, где продолжал самосовершенствование под покровительством ученого старца. Потом снова вернулся в мир, в родную Антиохию.
Знание и красноречие Иоанна привлекли внимание христианских владык, и вскоре он принял сан диакона, а затем — священника, В этом сане Иоанн пробыл 12 лет — неутомимо проповедовал христианскую веру, а также принимал активное участие в делах антиохийской паствы. Историки пишут, что его слава проповедника ширилась за пределы Антиохии, а проповеди часто прерывались рукоплесканиями (к великому неудовольствию самого оратора). Рассказывают, что слушать его проповеди приходили в храм не только христиане, но также иудеи и язычники. Влияние бесед Златоуста на жителей Антиохии усиливалось и тем, что он разделял все скорби и радости своей паствы, помогал, как мог, прихожанам, устраивал больницы и приюты для всех. И вскоре во всем христианском мире (тогда это было пять Церквей) Иоанн завоевал славу и заслужил имя Златоуст. Предание говорит, что впервые его так назвала в храме простая женщина, прослушавшая его одну из проповедей Иоанна.
В 397 году жизнь Иоанна резко изменилась. По настоятельному желанию римского императора Аркадия (сына императора Феодосия I) Иоанн получил, как пишут хроники, — против своей воли — сан Константинопольского архиепископа. Он переехал в имперскую столицу и стал первоиерархом восточного христианства, неизменно поражал своими проповедями жителей и гостей Константинополя. Иоанн активно занимался также искоренением арианства (ересь того времени); примирял, как мог, постоянно враждующих между собою епископов. Но свою главную задачу видел в духовным воспитанием паствы. Ибо в жизни столичного духовенства он с ужасом обнаружил недопустимую для служителей Христа роскошь (подобную сегодняшней), а в жизни мирян — неукротимую страсть к театральным зрелищам, которая перевешивала уважение к самой Церкви. Всюду царили суеверия и остатки недавнего язычества. Златоуст неустанно бичевал все эти явления, чем нажил себе влиятельных врагов (главным образом, среди духовенства), которые решили лишить его кафедры и таким образом избавиться от надоедливого «воспитателя».
Во главе этого заговора стояла императрица Евдоксия, супруга Аркадия, — властолюбивая, суетная и падкая на удовольствия женщина, которая все страстные филиппики Златоуста принимала, и не без оснований, на свой собственный счет. Пастырская судьба Иоанна Златоуста весьма омрачилась этим столкновением, в котором он, конечно же, не мог «выиграть». А закончилось противостояние таким образом. В центре столицы, на площади, императрице Евдоксии был установлен памятник; эта церемония сопровождалась многодневными шумными игрищами и необузданным весельем огромной толпы. Этот многодневный языческий карнавал мешал богослужениям архипастыря, и он наконец не выдержал: произнес в День усекновения главы Иоанна Предтечи резкую, яркую, обличительную речь, которая начиналась словами: «Опять Иродиада пляшет, опять беснуется, опять ищет главы Иоанна Крестителя». Другими словами, Иоанн Златоуст сравнил царицу Евдоксию с порочной женой Ирода Антипы!
Императрица не снесла оскорбления. Иоанна присудили к изгнанию и отправили в ссылку в далекий армянский город Кукуз. Там он прожил три года и очень скоро завоевал всеобщее уважение, что стало причиной следующей ссылки, — ему было приказано отправиться на другое место жительства — в Питиунт (сегодня это Пицунда). Путешествие было очень длительным и опасным; Иоанн Златоуст не выдержал горных кавказских дорог и умер в пути, недалеко от нынешнего Сухума. Рассказывают, что ночью перед смертью ему явился святой мученик этих мест Василиск и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе!». В ту же ночь, 1600 лет назад, Иоанн умер. Его последними словами были: «Спасибо Богу за все!».
Через тридцать лет, при императоре Феодосии II, мощи святого были торжественно перенесены в Константинополь.
Иоанн Златоуст оставил человечеству немалое наследство — около 800 бесед и поучений (главным образом, толкования Св. Писания — Евангелия от Матвея и Послания апостола Павла); он составил чин литургии (она служится в храмах и сегодня), ввел в церковную практику крестные ходы (которыми сегодня так злоупотребляют некоторые деятели Православной церкви) и др. В его сочинении «О священстве» (6 книг) говорится о важности и значении пастырского служения и о тех качествах, которыми должен обладать действительный пастырь Церкви.
Интересный штрих — как Константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст имел контакты с церковью крымских готов — он поставил для этой православной церкви епископа Унилу. В те времена крымские готы занимались на полуострове виноделием и хлебопашеством и отличались мирными отношениями с соседями.
В заключение укажем на одну важную для нас, сегодняшних, мысль Иоанна Златоуста. Он считал, что государство и Церковь — два различных института. Задача одного — земное благополучие людей, другого — устроение вечного спасения людей: «Иные пределы власти императорской, иные — иерейства. Одна ведет гражданские, другая — религиозные дела». Из процитированной выше формулы взаимодействия «Церковь — светская власть» Иоанна Златоуста безусловно вытекает, что обе власти — светская и церковная — принадлежат одному и тому же народу и государству. Другими словами, исключается такая ситуация, когда «вечное спасение людей» находится в руках Церкви, принадлежащей совсем другому государству. Не тому, которое обеспечивает «земное благополучие людей»!
Выпуск газеты №:
№108, (2007)Section
Украина Incognita