Первая мировая война: братоубийственная для украинцев

Для «великих картежников» — немецкого императора, австро-венгерского цесаря, российского царя — «украинская карта» была чрезвычайно дорогой. Скажем, крепко держа ее в своих руках, Вильгельм II, выполняя заказ немецкой буржуазии и землевладельцев, мог бы черпать из нее сельскохозяйственную продукцию, сырье, необходимое для промышленности, она могла стать надежным рынком сбыта товаров. На те же самые материальные блага рассчитывал его коллега Франц-Иосиф. А Николай II вообще считал Галицию, Буковину и Закарпатскую Украину землями, принадлежащими его короне.
С началом войны в странах, начавших боевые операции, была объявлена общая мобилизация. В России серые солдатские шинели вынуждены были одеть 3,5 миллиона украинцев, а в Австро-Венгрии — 250 тысяч галичан. Молодые люди, преисполненные энергии и упорства, должны были воевать на земле своих родителей. Но не за собственные интересы идти в атаку и уничтожать себя.
Представители галицийского украинского гражданства не могли не поддержать позицию Австро-Венгрии в борьбе против царской России. «Только конституционный строй австрийского государства» сможет защитить «нашу национальную жизнь» — указывалось в Манифесте Главной Украинской Рады, созданной в начале августа 1914 года во Львове. На ее призыв к молодым галичанам вступать в легион украинских стрелков отозвались около 30 тысяч человек, но в его состав были зачислены только две тысячи юношей. Очевидно, имперское правительство цесаря побаивалось, что ружья могут быть использованы не только в борьбе с российским самодержавием.
Тогда же группа деятелей украинского освободительного движения, выехавших из Надднепрянской Украины, образовала во Львове «Союз освобождения Украины». Его основатели поставили себе целью с помощью Австро-Венгрии и Германии на территории Российской империи образовать самостоятельное Украинское конституционное монархическое государство. А русофилы, убежавшие с западноукраинских земель, в свою очередь, учредили в Киеве «Карпато-русский освободительный комитет», призывавший галицийских украинцев встречать российскую армию как освободительницу.
Как же ответили правительственные круги обеих великих империй на патриотические чувства украинского сообщества, проживавшего на их территориях? Российские малороссы характеризовались как «изменники и предатели», «желающие только гибели России, чтобы на ее руинах создать самостоятельную, независимую Украину». На Надднепрянщине перестали выходить газеты «Рада», «Дзвін», «Україна», «Рідний край» и другие, на страницах которых якобы пропагандировалась «мазепинщина». М. Грушевский, которого царские власти считали одним из идеологов сепаратистских настроений, был арестован и из Киева отправлен в Симбирск, потом — Казань и в конце концов — в Москву, где ему предоставлена возможность пересмотреть свои «ошибочные» взгляды и дождаться свержения самодержавия.
В августе 1914—апреле 1915 годов в захваченной российской армией Восточной Галиции был установлен жестокий оккупационный режим. Царская администрация, которая пришла на эту «исконно коренную часть единой великой Руси», стала «внедрять русский язык, закон и уклад», начала превращать галичан в «настоящих россиян», а греко-католиков — в православных. Митрополит А. Шептицкий был вывезен со Львова и заключен в Суздальском монастыре. В апреле 1915 года, когда царские войска начали отступать из Галиции, было проведено массовое выселение украинцев из родных мест, значительная часть которых по дороге на Урал и дальше на восток погибла. «Освободители» еще раз пришли на эти земли летом 1916 года, но в отличие от предыдущего периода, местное население не претерпевало значительных национальных и религиозных притеснений. Однако отношение к нему оставалось довольно подозрительным.
Уместно будет заметить, что царское правительство позволило себе сменить «гнев на милость», но после ощутимых поражений российских войск на фронтах.
Такой же «благодарной» была и австро-венгерская цесарская власть в отношении украинцев Галиции. С начала войны в правительственные учреждения посыпались обвинения в их тайных симпатиях россиянам, их усилиях «завершить дело Ивана Калиты», в измене интересам династии Габсбургов, что отрицательно отражалось на боевом духе ее воинов. Тысячи галичан, москвофилов и немосквофилов были брошены в концлагеря, австрийские и венгерские солдаты по наименьшему подозрению или по доносам казнили людей, далеких от политики.
Война оказала глубокое разрушительное влияние на положение дел в обеих империях. В частности, территория западноукраинских земель превратилась в огромный плацдарм, на котором в 1914—1917 годах проходили изнурительные и кровопролитные боевые операции на Восточном фронте. Их экономика была полностью разрушена, а население пострадало от страшных опустошений. Галицийское украинство испытывало на себе грубое отношение военного командования и гражданской администрации, которые забирали у него все, что потребовалось их армиям.
В конце 1916—в начале 1917 гг. на грани катастрофы находилась экономика России. Шахты и копи Украины не давали необходимые уголь и руду, металлургические предприятия — металл, железные дороги не справлялись с перевозкой грузов. Была низкой производительность труда, ибо квалифицированных рабочих заменили женщины, подростки, военнопленные. В городах начался голод, резко выросли цены на товары первой необходимости, процветала спекуляция.
В народных массах росла неудовлетворенность отсталым политическим и социально-экономическим режимом самодержавия. Разворачивались забастовки, основными лозунгами которых были призывы: «Прочь войну!», «Прочь самодержавие!». На селе снова запылали помещичьи имения и экономии, часть крестьянских выступлений заканчивалась вооруженными столкновениями с военными командами. Антивоенные настроения охватили солдатские массы, вследствие чего отдельные военные подразделения отказывались идти в бой.
Обе империи, Российская и Австро-Венгерская, стояли на пороге новых мощных революционных потрясений, в ходе которых украинский народ, который на самом деле страдал от Первой мировой войны, снова доказывал свое историческое право иметь собственное государство, переживал горечь поражений и терял своих лучших сынов...
Выпуск газеты №:
№218, (1998)Section
Украина Incognita