По ту сторону схизмы
В рубрике «Этот день в истории» многие информационные агентства мира вспомнили на этой неделе одну судьбоносную, хотя и не «круглую» дату — 10 июля 1054 года. Тогда было окончательно перечеркнуто единство христианских церквей — западная Римская церковь пошла своим путем, восточные ортодоксальные поместные церкви (в то время их было 7) — своим, иным. Последний акт трагедии раскола разыгрался в храме Св. Софии Константинополя, во время богослужения. Посол Римского папы Льва Х возложил на алтарь буллу екскоммуникации (анафемы) Константинопольского патриарха Михаила Керуллариоса. Затем папская делегация вышла из храма, отряхивая «прах со свои ног» и повторяя: «Видит Бог и судит». Через несколько дней на Константинопольском архиерейском Соборе папскую буллу сожгли и объявили анафему Риму. Взаимные анафемы надолго затормозили не только межцерковные, но и нормальные человеческие взаимоотношения православных и католиков христианской ойкумены.
Глубинными причинами раскола, схизмы, были не чисто церковные, не догматические, а политические проблемы — соперничество за сферы церковного влияния в странах Европы. Впрочем, в течение последующих веков теологи обеих сторон наработали солидные взаимные теоретические обвинения. Со временем потеря активных контактов между христианским востоком и западом привела к значительным отличиям в церковной практике, например, в сакральной одежде, в убранстве храмов, в богослужениях и свершении таинств. Все существеннее становились такие «проблемы», как брить или не брить духовенству бороды, жить по старому или по новому календарю, каким образом печь хлеб для причастия. Постепенно отступало на дальний план то самое главное, что объединяет христиан — вера в Сына Божьего Иисуса Христа.
Церковная схизма привела к разделению не только церкви, но и в целом Европы, православная и католическая части которой начали развиваться своими особыми непохожими путями. Какова бы была история, в частности, история Украины, если бы сохранилась неделимая христианская церковь и осуществлялось бы постоянное и всестороннее общение между государствами, обществами, личностями Восточной и Западной Европы? Стали бы мы тогда активным субъектом европейского сообщества, создавали бы вместе с франками, испанцами, англосаксами то, что называется европейской цивилизацией? Кто может теперь сказать?
В 1054 году нормальные связи между Константинопольской и Римской кафедрами прервались на 910 лет — до 5 января 1964 года, когда состоялась эпохальная встреча патриарха Атенагора и папы Павла VI. Встретившись, они обнялись. «Как два брата после долгой разлуки», — написал позднее Атенагор. А 7 декабря 1965 года в соборе св. Георгия в Стамбуле была зачтена «Совместная декларация двух церквей по поводу снятия анафем». В тот же день и в то же время Декларация была оглашена в Риме, на последнем заседании Второго Ватиканского собора. В грамоте Павла VI сказано: «Мы хотим изъять из памяти и жизни Церкви оглашенный тогда (1054) акт отлучения, придать его забвению». Взаимное снятие анафем не стало, однако, счастливым и окончательным завершением почти тысячелетней схизмы — легко разбить кувшин, но трудно склеить.
Вышло так, что когда в 1054 году Константинопольский патриарх объявил Риму анафему, его поддержали все остальные восточные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и др.). В связи с тем, конечно же, что все они были в полной политической зависимости от Византийского трона. Православные церкви, формировавшиеся позднее, как например, Московская, автоматически присоединялись к схизме. Иными словами, в ХI ст. Константинополь пошел на разрыв с Римом, как бы от имени всего православного мира. Обратный процесс развивается однако по другой логике — взаимное снятие анафем в 1965 году осталось «частным» делом одного Константинопольского патриархата. Другие современные поместные православные церкви встретили событие молчанием, в лучшем случае, или откровенным несогласием. Что поделать — сегодня авторитет Вселенского патриарха не подпирается могуществом империи. В любом случае, 1965 год остается очень важной исторической вехой, а христианский мир с того времени двигается, хоть и медленно, к примирению. Что подтверждают, в частности, недавние визиты папы Иоанна Павла II к православным Румынии и Грузии.
Выпуск газеты №:
№124, (2000)Section
Украина Incognita