Прощальная хроника от Александра Клековкина
1923
ЧИНОВНАЯ АКТРИСА. 12 января Постановление РНК УССР «О чествовании сорокалетия сценической деятельности М.К.Заньковецкой»: 1. Предоставить Марии Константиновне Заньковецкой чин «Народной артистки УССР». 2. Театр, бывший Троицкий Народный Дом в Киеве, называть в дальнейшем «Театром им. М.К.Заньковецкой». 3. Закрепить за М.К.Заньковецкой право на увеличенную пенсию до конца жизни и предложить НКСобезу и НКОбразования определить ее размер». Подпись — М.Фрунзе.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. 30 января на общем собрании «Березоля» избрана музейная комиссия, которую возглавил В.Василько. Комиссия собирала и обобщала материалы до 29 мая 1926 года, когда музей был передан в ведение АН УССР (Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины).
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГИПОДРАМА. 4 апреля в Киеве красноармейцы 51-го кавалерийского полка устроили представление на открытом воздухе «Последний день Парижский Коммуны». В массовых сценах участвовало больше эскадрона красноармейцев. Вместо декораций были настоящие дома и площадь.
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ. 22 апреля состоялась премьера легендарного спектакля в духе циркового представления по пьесе A. Островского в постановке Сергея Ейзенштейна.
ГАЗ. 27 апреля состоялась премьера спектакля «Газ» Г. Кайзера в постановке 1-й мастерской МОБ, режиссер — Лесь Курбас. Для постановки «Газа», — писал Василий Василько, — большой экспериментальной работы был характерным отход от общепринятых тогда форм театрального искусства, отказ от илюзорности, жизненного правдоподобия». Сергей Ефремов, побывав на представлении, записал в Дневнике: «Наконец собрался пойти на Курбасовский «Газ», наделавший столько шума, во всяком случае в рецензиях. Новейшей марки искусство показалось очень старым. Кратко это можно бы сформулировать так. Есть опера — пение, есть оперетта, к пению приобщаются и разговоры немного. Есть балет — танцы, движение, так почему же не создать и «балеретто», где бы к движениям добавить еще и немного слов. Такое вот «балеретто» и дает Курбас. Все пошло на движения, на акробатику, часто головоломную и недоходчивую (митинг с мачтой, на которой крутятся и штуки показывают «промовці»), иногда очень ловкую, но всегда ненужную».
РЕЖИССЕРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. 4 марта 1923 года при Творческом объединении «Березиль» основана первая в Украине режиссерская лаборатория под руководством Леся Курбаса.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВЕРТЕП. Осенью по инициативе студентов и преподавателей Межигирского художественно-керамического техникума создан «Революционный вертеп», в репертуаре которого были антирелигиозные пьесы, исполнение которых завершалось пением «Интернационала». Среди персонажей были также политические деятели — лорд Керзон, Пуанкаре, Людендорф, Гинденбург, царь Николай, кайзер Вильгельм, Франц- Йосиф, представители Антанты.
СИНЯЯ БЛУЗА. Родился новый жанр эстрадно-театральных зрелищ. Программы «синеблузников» состояли из вступительных и заключительных парадов, ораторий, литературно-художественных монтажей, обзоров, фейлетонов, сценок, интермедий, частушек, хоровых и танцевальных номеров. Широко использовалась коллективная декламация.
ДЖИММИ ХИГГИНС. 20 ноября состоялась премьера спектакля «Джимми Хиггинс» (4-ая мастерская МОБ, режиссер — Лесь Курбас), а уже 6 января следующего года Курбас получил телеграмму от Мейерхольда с просьбой предоставить Московскому театру Революции его инсценизацию «Джимми Хиггинса».
1924
ЛЕС. 19 января состоялась премьера спектакля по пьесе А. Островского в Театре им. Вс. Мейерхольда. Борис Алперс писал о спектакле: «За сложной постановочной тканью мейерхольдовского «Леса» лежит новая техника актерской игры (биомеханическая система), новое использование сцены как машины (конструктивизм) и сумма драматургических приемов, которые устанавливают связь современного театра со стилем национального народного театра (русский балаган)».
РЕКЛАМА СО СЦЕНЫ. 30 января вышел № 4-5 двухнедельника «Баррикады театра» Творческого Объединения «Березiль», где, в частности, было помещено объявление: «Реклама зi сцени. Приймаються найрiзнорiднiщi тексти реклами, що будуть проголошуватись зi сцени пiд час дiї персонажами нової постановки Т. М. «Березiль» № 2 «Пошились у дурнi». Новий спосiб реклами. Тексти майстерно вплiтаються в дiю як складова частина спектаклю. Умови i передплата в конт. «Березiля», ул. Воровського 29. Колосальний поспiх!! Величезне вражіння!!»
МАРИЦА. 28 февраля состоялась первая постановка оперетты Имре Кальмана.
ЖИЗНЬ ЭДУАРДА II АНГЛИЙСКОГО. 19 марта в мюнхенском Камерном театре состоялась премьера пьесы «Жизнь Эдуарда II Английского» Бертольта Брехта и Лиона Фейхтвангера на основе трагедии-хроники Кристофера Марло. Это был режиссерский дебют Бертольта Брехта. Именно в этом представлении были заложены основы эпического театра.
97. 9 ноября состоялась первая постановка спектакля «97» Мыколы Кулиша в Харьковском государственном украинском драматическом театре им. И. Франко (режиссер Г. Юра). Автор категорически выступил против измененного Г.Юрой на «более оптимистический» финала спектакля.
ОСТАЛИСЬ В ДУРАКАХ. 8 ноября в творческом объединении «Березиль» состоялась премьера спектакля «Пошились в дурні» по Кропивницкому. Режиссер Ф. Лопатинский. Спектакль был осуществлен в плане цирка. Ради соблюдения этого плана персонажи пьесы были превращены в клоунов и клоунесс, а сцена оформлена как цирковой манеж. Любовный дуэт Василия и Аграфены из второго действия выполнялся на трапециях. Василий, раскачиваясь на трапеции, пел: «Я тут, дівчино, я тут, рибчино, до тебе лину, моя єдина». Далее он делал сальто в сетку, висевшую над трапецией, и попадал в объятия любимой Аграфены. Потом уже вдвоем они пели: «Ой, як же серце моє тріпоче, немов iз грудей вискочить хоче».
МАНИФЕСТ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. Во Франции издан «Манифест сюрреалистического искусства». Возникновению направления предшествовала игра. С 1922 г. вокруг писателя и теоретика Андре Бретона собралась группа единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и другие. Луис Бунюель позже писал об этой группе: «Сюрреалисты мало беспокоились о том, чтобы войти в историю литературы или живописи. В первую очередь они пытались перестроить мир». Свои собрания они называли «sommeils» — «мареннями наяву». Собираясь для своих марень, сюрреалисты (так они себя называли, позаимствовав термин у Гийома Аполлинера) играли. Содержанием этих игр было случайное и несознательное сопоставление смысловых сообщений, возникающих во время игр типа «буриме»: они по очереди составляли фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие. Так однажды родилось предложение «Изысканный труп будет пить молодое вино». Это изречение настолько поразило участников игры, что далее они начали называть эту игру «Изысканный труп». Игра дала толчок для развития целого направления в искусстве — сюрреализма.
Выпуск газеты №:
№97, (2000)Section
Украина Incognita