Перейти к основному содержанию

Севастополь — город чьей славы?

11 июля, 00:00

В известной песне, считающейся гимном Севастополя, есть такие строки: «Легендарный Севастополь, неприступный для врагов, Севастополь, Севастополь, гордость русских моряков...». «Эти слова — проявление определенного мифа о Севастополе, который активно тиражировался советской пропагандой», — говорит председатель севастопольской организации «Просвіта» военный журналист Николай Гук.

Если же следовать исторической правде, то мы обязаны признать, что история и древнего Херсонеса, и средневекового Ак- Яра, и уже Севастополя неразрывно, теснейшим образом связана именно с Украиной — еще с тех времен, когда Российская империя вовсе не присутствовала в Крыму. «Украина имела все основания праздновать 510-летие пребывания своего флота на Черном море — начиная с моряков-запорожцев, не говоря уже об еще более давних связях ее с Крымом, Черным морем, о крещении в Херсонесе киевского князя Владимира...», — продолжает Н. Гук.

Именно 510 лет назад, в апреле 1492 года, запорожские казаки одержали первую зафиксированную в исторических документах победу над турецким военно-морским судном в Черном море, освободив украинцев, проданных в рабство. Как писал академик Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и о запорожцах вообще. По морской традиции, заведенной на всех флотах государств мира, «Днем флота» считается именно дата его первой победы.

К сожалению, в Украине об этом подвиге, как и о походах гетмана Петра Сагайдачного, знают очень мало. Известно, что после 150 лет боевых действий запорожцев против Оттоманской Порты Черное море стали называть Казацким морем, а в морские походы ходило до 300 чаек с экипажами общей численностью до 20 тыс. человек. Запорожцы одинаково хорошо дрались в пешем строю на суше и на воде, проводили блестящие десантные операции как в крымских портах, так и на южном побережье Черного моря. Флот имел разнотипные суда: «морские чайки», «речные чайки», «дубки», «однодонки», транспортные чайки. Известно, например, что по просьбе Екатерины II запорожцы перевезли в Украину всю Ногайскую орду.

Если провести экскурсию по Севастополю, то на каждом шагу встретим именно украинскую историю, разумеется, тесно связанную с Россией и россиянами. Вот главная площадь города — имени Нахимова. Кстати, его имя носят также проспект и один из районов Севастополя.

Но ведь именно Нахимов, прославивший «русское оружие», имеет глубокие украинские корни. Во времена гетмана Мазепы генеральным писарем Войска Запорожского служил Федор Нахимовский. При гетмане Пилипе Орлике Нахимовский выполнял дипломатическую миссию в Крыму. Об его успехах на дипломатической ниве свидетельствует хотя бы то, что правительство Франции назначило Нахимовскому ежегодную пенсию. В 1758 году Федор Нахимовский умер в Бахчисарае, где и был похоронен. Во времена русско-турецкой войны в документах встречается фамилия подпоручика Асыркского полка Тимофея Нахимива. Вполне вероятно, что это было семейное прозвище, переделанное потомками Федора Нахимовского, которые перешли на русскую службу. Сын Тимофей Нахимива — казацкий старшина из Слобожанщины Мануйло (Эммануил) Нахимив — участвовал в боевых действиях против Турции и за храбрость и мужество получил от Екатерины II российское дворянство и земли в Харьковской и Смоленской губерниях. О Тимофее Нахимиве в документах написано, что он был «из малороссиян». Следовательно, «из малороссиян» были и Мануйло Нахимив и его сын Степан, и сын Степана, который родился в смоленском имении Нахимивых, — Павел Степанович Нахимов, адмирал, герой Крымской войны. Он был явно украинского характера и как военный начальник действовал полностью в традициях украинской запорожской старшины, которая не отделяла себя от рядовых запорожцев. До нас дошла песня, сложенная матросами:

«Хвала тобі, Руської землі Нахименко хвацький,
Що потопив і попалив Байдаки султанські…»
Есть и кобзарская песня о Нахимoве:
«Ой, на Чорному морі, на березі кам’яному
Стоїть місто славне на всю землю православну на ймення Севастопіль.
Ой, зібрались лихоманці, чужоземні бусурманці,
А за ними ще й турки яничари,
Під місто підпливали, гармати лаштували, мушкети наставляли.
Ой, став батько Нахимів закликати:
«Ви хлопці-молодці, добре дбайте, нашої святої землі на поталу не давайте!»

Известно, что когда Российская империя аннексировала Крымское ханство, Севастополь начали строить русские и украинские матросы и солдаты, а руководителем строительства на первом этапе был шотландец на российской службе контр-адмирал Томас Мак-Кензи (Мекензи). После Мак- Кензи (всем известны Макензиевы высоты) строительство города и порта продолжал его заместитель на посту командующего Черноморским флотом контр-адмирал, серб по происхождению, Марк Войнович, предок известного сегодня писателя Владимира Войновича. Как видим, «отцами города» были шотландец и серб.

Первый памятник в городе поставили украинцу. Это был заложенный в 1834 году и открытый в 1839 памятник командиру брига «Меркурий» капитан-лейтенанту Александру Ивановичу Козарскому, выигравшему в 1829 году бой у двух турецких кораблей (они имели вдесятеро больше пушек, чем на русском корабле).

Севастополь связан с именами Николая Гоголя (который посетил его в 1835 году) и Марко Вовчок, которая была здесь в 1881 году. Пять раз, начиная с 1890 года, приезжала в город на отдых и лечение Леся Украинка. Также любила отдыхать и несколько раз гастролировала в Севастополе «украинский соловей» Оксана Петрусенко.

Севастополь — это место боевой славы украинцев, оборонявших и освобождавших его от врагов. Широко известен подвиг матроса Гната Шевченко. Есть данные, что этот храбрый матрос происходил из того же Гайсинского уезда Подольской губернии, что и знаменитый Петр Кошка. Его взяли в армию из крепостных в рекрутский набор 1850 года, и служил он во время обороны Севастополя на 3-м бастионе, расположенном между Южной бухтой и Малаховым курганом. Как и другие бастионы, его построили матросы, солдаты и рабочий люд Севастополя. Лейтенант Бирилев сам формировал свою команду, отбирал людей. Так к нему попали матросы Кошка и Шевченко.

Защитники 3-го бастиона особенно прославились своими ночными вылазками. Они разрушали вражеские укрепления, выводили из строя пушки, захватывали пленных. Большинство вылазок возглавлял любимец матросов лейтенант Бирилев. Вот и в ночь на 20 января 1855 года он также повел в тыл врага 250 «желающих». Именно тогда Гнат Шевченко и закрыл собой командира от штуцерной пули врага. Великий князь Михаил Павлович в письме своей семье писал: «Сегодня ночью молодой лейтенант Бирилев сделал прекрасную вылазку. Наши спустились с правой части третьего бастиона... Бирилев бросился со своим отрядом в траншею, где пошла страшная рукопашная схватка, и гнал неприятеля. Этот рассказ — со слов самого лихого Бирилева. Он не может довольно нахвалиться примерной храбростью своего отряда, как моряков, так и сухопутных. У нас убито 5 и ранено 34, в том числе известный удалец матрос Кошка — штыком в желудок. Товарищ его — храбрец, подобный ему, пал сегодня превосходной смертью. Бирилев мне говорил, как это было. Он видел, как один француз в него уже целился, в тот самый момент он увидел между собой и французом матроса; в ту же минуту раздался выстрел, и несчастный матрос упал к его ногам, успел только перекреститься и испустил дух. Геройская смерть! Пуля пронизала ему грудь насквозь и ударилась о шинель Бирилева». Этот подвиг стал широко известен во всей империи. Художник И. Прянишников написал картину «Подвиг матроса Шевченко». Памятник матросу Шевченко отливали из трофейных пушек, в 1902 г. он был перенесен из Николаева в Севастополь. Это был первый в России памятник нижнему чину и крепостному.

О подвигах матроса Кошки уже написаны целые книги, в частности повесть Бориса Слободянюка «Дума о матросе Кошке», изданная в Киеве в 1981 году. П. Кошка участвовал в 18 вылазках в тыл врага и часто действовал сам — почти еженощно ходил в «секреты» и возвращался с пленными и важными сведениями о враге. О нем в Севастополе говорили, что это тот Кошка, что «ночами ловил французских и английских мышей». Он дважды был ранен, повышен в чине до квартирмейстера, награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия 4-й степени, а также двумя медалями — серебряной за защиту Севастополя и бронзовой в память о Крымской войне. 26 мая 1956 года в Севастополе на Корабельной стороне около матросских казарм был открыт памятник славному украинцу — защитнику Севастополя.

В целом среди защитников города во все времена украинцев были десятки и сотни тысяч. Можно приводить еще множество примеров отваги наших соотечественников, но это будет только подтверждать наш главный вывод: Севастополь — это украинский город, который имеет неопровержимую, среди прочих, и украинскую славу... Так, может, «Севастополь — гордость не только «русских моряков», но и украинских, грузинских, осетинских и других?» — спрашивает Валько Кравченко в книге «Украинский Севастополь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать