Перейти к основному содержанию

Свет из прошлого

22 декабря, 19:43

Заканчивается год — приближается время общения с родными, подарков, застолья, веселых развлечений. И хотя сегодня бывшие рождественские балы заменили дискотеками, а катание на санях вообще ушло в небытие, но придумано много новых праздничных символов и изысканных забав.

О некоторых из них нам добросовестно рассказывает телевидение, освещая жизнь «эксклюзивных» клубов, объединяющих людей исключительно «по интересам», под чем, несомненно, подразумевается уровень прибылей клубмэнов. В телерепортажах из этих закрытых для простых смертных клубов «небожители» рассказывают телезрителям о разных интересных вещах, как например, о мобильных телефонах, превратившихся в символ богатства, стоимость которых достигает многих тысяч долларов (нужно же как-то выделиться на фоне нахальных миллионов и миллионов «простых» пользователей мобильников); о новогодних платьях, ткани для которых выписываются из Швейцарии (непосвященным этого не понять), а материалы для убранства — из Парижа и Токио; о дорогостоящих собаках, за хрупким здоровьем которых следят специальные медики, и о других важных вещах. Так, накануне Нового года особенно актуальна культовая тема спиртных напитков — тема, превратившаяся в телевизионную игру наших дорогих богатых под названием «Кто больше?». Потому что «Напитки — как серьезно сказал телезрителям один клубмэн — это архиважное жизненное дело, и экономить на них — большой грех. Это — святое». Насколько можно было понять, каждый уважающий себя человек подвергается риску скоропостижно умереть, если глотнет виски дешевле $500 за бутылку.

Благодаря всезнающей светской хронике, тактичной и своевременной, можно понять, что главной и едва ли не единственной целью членства в эксклюзивных клубах является демонстрация статуса богатых людей. Ведь, как документально свидетельствует телевидение, других прелестей в этих клубах нет; скажем, развлекательные шоу там даже хуже (хотя это и трудно себе представить) тех, которыми нас, простых смертных, угощают телекомпании Киева и Москвы, а все светские разговоры ведутся исключительно вокруг того же самого — кто и что сколько стоит? Грех, однако отрицать тот приятный факт, что качество женщин в этих клубах очень высокое. Но какие экзотические представления о «светскости» (кстати, и о туалетах также) у этих красавиц! А относительно тем дружеской беседы, манер и лексикона — то по сравнению с ними известную Элизу Дулитл, уличную торговку цветами («Пигмалион» Бернарда Шоу), можно принять за британскую герцогиню в двенадцатом колене.

Одним словом, если систематически и внимательно смотреть телевизор (Не перед Новым годом будь сказано!), то можно стать жертвой тяжелой болезни, которая очень быстро превращается в хроническую. Речь идет о патологическом презрении к существу, которое давно перестало быть тем, кого ученые назвали когда-то (сегодня уже никто не может вспомнить, на каком основании) «Homo Sapience», то есть — «человек разумный». К счастью, однако, мир накопил много прекрасных средств для избежания этой опасной болезни. Одно из них я позволю себе предложить уважаемому читателю.

Во втором веке нашей эры Римский император и философ- стоик Марк Аврелий написал книгу «Размышления». Книга создавалась в перерывах между битвами с варварами германцами, в походной палатке, среди хлопот и опасностей войны. Писал император только для себя, потому что хорошо знал, что «люди будут делать свое и то же самое, как не борись». Несмотря на то, что автор «Размышлений» не был христианином (до реформ Константина Великого оставалось еще почти 200 лет), его убеждения, мысли во многом совпадают с только зарождающейся философией ранних христианских отцов церкви. А о моральном облике Марка Аврелия свидетельствует хотя бы такая история: чтобы оплатить большие военные расходы, не обращаясь к народу, он — император — продал все свое личное имущество, включая драгоценности и наряд своей жены. Ниже публикуем несколько мыслей из книги императора-стоика — язычника Марка Аврелия.

«Государственные декорации, среди которых действовало и действует политическое животное (по автору — человек), на сцене часто меняются. Все прочее остается вечно неизменным».

«Пытайся сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность, склонность к справедливости, благочестию, доброжелательность, твердость при выполнении важного дела».

«Все делать, обо всем говорить и думать нужно так, словно каждое мгновение может стать для тебя последним».

«Совершенство характера состоит в том, чтобы каждый день считать последним, а значит — быть чуждым суете, лени, лицемерию».

«Боги все устроили таким образом, что от самого человека и полностью зависит то, поддастся он или нет злу».

«Никогда не считай полезным для себя то, что может привести тебя к невыполнению обещания, к пренебрежению стыдом, к ненависти, подозрению, лицемерию».

«Пока живешь, пока еще есть возможность, пытайся быть достойным».

«Есть ли что-то в мире, к чему нужно относиться серьезно? Только одно: праведные намерения, общеполезная деятельность, язык, неспособный врать, и душевное настроение, которое с радостью принимает все вокруг ».

«Всегда иди кратчайшим путем, то есть будь правдивым во всех своих словах и поступках. И тогда ты будешь лишен страха, притворства и тщеславия».

«В одном ищи радость и покой: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, всегда помня о богах».

«Смотри в себя! Ведь там находится источник добра, который никогда не истощится, если ты не прекратишь его углублять и очищать».

«Пытайся даже к зверям не относиться так, как люди обычно относятся друг к другу».

«Можно стать богоподобным человеком, оставаясь при этом неизвестным людям ».

«Если ты сделал кому-то добро, то что тебе еще нужно? Зачем тебе еще слава «доброго человека» или какая-то награда?»

«К сожалению, мы больше стесняемся своих близких — того, что они думают о нас, а не самих себя».

«Как ты вел себя до этого дня что касается богов, родителей, братьев, жены, детей, учителей, друзей родственников? Можешь ли ты сказать себе: «До сих пор никого не обидел ни словом, ни делом»?

Биограф Марка Аврелия пишет: «В день погребения императора, несмотря на общее горе, никто не считал возможным оплакивать его судьбу — все были уверены в том, что он вернулся в обитель богов, которые лишь на короткое время дали его земле».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать