Свет из прошлого
В апреле, почти 1750 лет назад мученически погиб один из выдающихся деятелей единой христианской Вселенской церкви — епископ Карфагенский Фасций Цецилий Киприан.
III век — это время формирования догматов и иерархии христианской церкви, определение ее организации, а также выработка морального кодекса верующих. Епископ Киприан принимал активное участие в этих процессах и пользовался немалым авторитетом среди христиан всей Римской империи. Его почитали за стойкость в вере, образованность, существенный вклад в разработку религиозных догматов. Простые люди любили его за доброту, справедливость и простоту (теперь это называется демократизмом). Киприан наставлял, «что в церковных делах недопустимо что-то делать или решать без согласия пресвитеров и народа верующего». И что нельзя быть хорошим епископом, «не зная всех членов своей паствы, не общаясь с ними».
Своими произведениями епископ Киприан пытался содействовать становлению и соблюдению христианских добродетелей. Об этом свидетельствует уже перечень его работ: «О труде и благотворительности», «О терпении», «О нашей смертности» и др. Благодаря таким как Киприан епископам христиане того времени отличались возвышенной жизнью и правдивым благочестием — были «солью земли, светом мира». Церковь стала тогда правдивым носителем морали, воспитывала уважение к любому труду и тем самым равняла грамотных и необразованных, «богатых и бедных, как братьев».
Несмотря на то, что христианские церкви только что отпраздновали свое 2000-летие, во многих важных вопросах они до сих пор не выработали единого мнения и конституциональной программы действий. Это касается, среди прочего, социальной политики церкви. Как в прошлом, так и сегодня есть немало духовников (особенно православных), которые не считают необходимым заниматься материальными проблемами своей паствы, пренебрежительно относятся к делам «мира сего». В 2000 году приняла свою первую социальную доктрину — весьма декларативную — Русская православная церковь. Украинские православные церкви только начинают работу над общими положениями социальной политики, от которых весьма далеко до практических программ и стойких церковных правил, не говоря уже о менталитете духовенства.
В далеком III веке епископ Киприан заботился не только о спасении душ простых людей, — он ощущал их беды и бесправие как собственные. Вот что пишет епископ в одном из своих произведений: «Смотри: на дорогах хозяйничают разбойники, моря захватили пираты, повсюду война, кровавые ужасы. Мир залит беспричинно пролитой кровью, а убийство человека считается преступлением только если его совершил нищий. За нарушение законов карают только тогда, когда нарушения незначительные, а чем больше вина, тем легче быть оправданным. Дошло до того, что появилась новая наука — она учит, как можно безнаказанно, прибыльно и просто совершить самые большие преступления. Невинность невозможно защитить даже в судах — там, где именно невинность должна торжествовать. Ибо законы не имеют силы.
Кто может защитить нас от произвола? Трибун (защитник народа)? Но это только профессиональный изменник и лгун. Судья? Но он торгует своими приговорами, как товаром, — тот, кто поставлен для предотвращения преступлений, сам стал преступником. Нигде нет страха перед законами, нет малейшего уважения к следователю или к судье. Вокруг бушуют раздоры, мира нет даже среди сенаторов — на форуме постоянно слышишь крики вражды, у каждого под тогой наготове острый меч или даже орудие пыток.
Богатые влиятельные люди заняты развлечениями и расширяют во всех направлениях свои имения, вытесняя бедных отовсюду, захватывая их земли. У богатых в руках — сказочные богатства в деньгах, золоте и серебре, которые они или во что-то вкладывают, или закапывают в землю. Другие же транжирят свое богатство — застраивают дно моря, равняют горы, строят себе по два-три дворца. А построив очередной дом, немедленно начинают его разрушать и возводить другой, еще более роскошный. Они не переставая покупают картины, статуи, вазы, украшения, ковры и никак не могут насытиться.
А у других людей нет даже домашнего очага. В доме у них — бедность, за стенами дома — долги. Ужасная действительность и еще худшее будущее, в котором нет ничего, кроме жалкого существования. Неужели мы никогда не очнемся от этого страшного сна?»
В 258 году римский император Валериан начал очередные преследования «темной злобной христианской секты». В его эдикте было, в частности, сказано: «Сенаторов, высоких лиц и всадников (римская аристократия) лишать достоинства, имущества, а если и после этого они сберегут христианскую веру, то отсекать им головы. Епископов, пресвитеров (священников) и дьяконов забирать под стражу и немедленно казнить мечом». Среди других тогда был казнен и Карфагенский епископ Киприан.
Выпуск газеты №:
№79, (2001)Section
Украина Incognita