Терпимость
Трудно отрицать, что большинство больших и малых конфликтов в любом обществе являются результатом отсутствия элементарной толерантности — неумение ужиться с мыслью, что в мире есть и «другие», что они также имеют право на свои привычки, язык и даже на веру, отличную от нашей. Существует мнение, что религия, особенно христианская, должна выполнять среди людей почетную роль миротворца с оливковой ветвью в руках. Но не так происходит, как хочется; — люди многих церквей, на хоругвах которых написано «Любовь к ближнему, мир, согласие», сеют в обществе вражду, не стремясь к хотя бы малому пониманию проблем адептов других конфессий. Все остается так, как это было в средневековье, когда меч в форме креста иногда полностью вытеснял из обихода Крест, символизирующий мученическую смерть за спасение «других». За примерами далеко ходить не нужно — религиозная жизнь в Украине сегодня больше отмечена ожесточенной межправославной враждой, чем всепрощением и желанием достичь хоть какого-то консенсуса. Спустя больше 1000 лет после крещения мы все еще остаемся, в некоторой степени, язычниками.
Впрочем, какого истинного христианства можно ждать от разделенной на несколько враждующих частей Украинской православной церкви (УПЦ), когда почти то же происходит во всесильной Русской православной церкви (РПЦ). Хотя большинство жителей этой страны — православные, хотя правительство России должным образом ценит роль и заслуги РПЦ в обществе, а ее иерархи — «на короткой ноге», так сказать, с российской властью. Казалось бы, в таких условиях можно быть спокойной, уверенной в себе, а также — проявлять великодушие в отношениях с другими церквями и верами России.
В действительности житие- бытие Московской патриархии (МП) — «это вечный бой, покой ей только снится!». РПЦ все время с кем-то воюет, кого-то подозревает и постоянно требует не только дополнительных привилегий для себя, но и запрещений и ограничений для других церквей — католических, протестанских, иудейских, буддистских и др. Ненависть к «инакославным» и «инаковерным» некоторых российских православных сайтов является поразительной! А сколько претензий на особую роль в обществе, на право вмешательства в далекие от компетенции церкви сферы, такие, скажем, как налоговые коды, форма паспортов и др. Благодаря церковной пропаганде и запугиванию, простые, тривиальные, общеупотребительные документы превратились в головах верующих в какие-то сатанинские печати, в знаки прихода антихриста и тому подобное. Люди добрые! Посмотрите на календарь — вы живете в Третьем тысячелетии, а не в Московском княжестве времен Ивана Калиты! Восточнославянские страны и так не очень справляются со всякими там информационно-расчетно-бюрократическими системами, а здесь государство еще должно угождать церкви — вводить специальные системы для верующих! Эти «проблемы», к большому сожалению, переносятся, как вирус, также в наше общество — благодаря Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Сферы влияния, на которые претендует Московская патриархия, все время расширяются. После государственных систем статистики российские «духовные» силы ополчились на современное искусство — то им на выставке современного искусства не то показывают, то Большой театр (!) выбирает не тех авторов и не те сюжеты для своих спектаклей. В подобных случаях трудно удержаться от вопроса: «А судьи кто?», потому что не церковное это дело — быть цензором театра или живописи.
Все это, в общем, было бы совсем не нашим делом, как бы не активное «подразделение» РПЦ в Украине — УПЦ МП. Как известно, на последних выборах эта церковь фактически пошла против интересов своего народа, энергично работала в пользу иностранного государства и должна была бы — по всем человеческим и христианским законам — извиниться перед народом Божьим и перед Президентом за все допущенные бесчинства и оскорбления. Зря ждем! Здесь, как говорила моя бабушка, «как с гуся вода!». И в воздухе повисли вопросы: почему активная и откровенная антигосударственная деятельность некоторых владык и светских деятелей УПЦ МП до сих пор остается безнаказанной? Разве для них не действуют Законы Украины? А если они носят в карманах своих ряс российские паспорта, то почему их не депортировали «на историческую родину»? Единственным утешением является то, что все больше украинских православных людей УПЦ МП ищут какой- то выход из ситуации, не хотят оставаться в этой церкви. Но наша современная православная драма состоит еще в том, что верующие украинцы стоят сегодня перед Сциллой и Харибдой выбора — или московская «каноническая» или своя украинская, но — «неканоническая», то есть непризнанная церковь.
В конце остановлюсь на одной терминологической проблеме. Сегодня часто можно слышать сердитые высказывания со стороны деятелей УПЦ МП по поводу широко употребляющегося в наших светских СМИ названия этой церкви — «УПЦ МП». Мол, церковь зарегистрирована в Украине как «Украинская православная» поэтому и называйте ее соответственно — без «МП». Думаю, что последняя избирательная кампания отлично расставила все точки. Есть, однако, еще одна причина употреблять как раз такое название — все российские СМИ (газеты, журналы, интернет), включительно с изданиями Московской патриархии, называют «УПЦ» так — «Украинская православная церковь Московского патриархата». «УПЦ» здесь очевидно определяет «территорию», «МП» — управляющий орган, подчинение, принадлежность. В России относительно этого не существует никаких сомнений, там давно отбросили всякий терминологический камуфляж — вместе с обещанной в начале 90-х годов автономией для этой церкви. Поэтому отбросим буколическую наивность и не будем ждать от УПЦ Московского патриархата хоть какого-то содействия становлению украинской государственности, украинского языка, не говоря уже о возможности активного участия в процедурах устранения православного раскола.
Маленький, но храбрый грузинский народ своей волей возобновил (1917 год) узурпированную Российской империей и Московской церковью автокефалию, после чего Грузинская православная церковь была подвергнута остракизму и многие десятилетия оставалась в полной изоляции — «неканонической». Сегодня это признанная (с 90-х годов ХХ века) в мировом православии церковь и именно в эти дни Грузия торжественно отмечает праздник восстановления автокефалии. Доживут ли украинцы до такого праздника? Особенно горько потому, что все, абсолютно все зависит только от нас!
Выпуск газеты №:
№98, (2005)Section
Украина Incognita