Трудный и длинный путь основоположника монашества в Древней Руси
23 июля православная церковь отмечает День памяти преподобного Антония Печерского, выдающегося государственного и церковного деятеля, одного из первых украинских святых, основоположника монашества в Древнерусском государстве.
Родился Антоний (в миру Антипа) в 983 году на берегах Днепра, в большом в то время северском городе Любече. Летописи не оставили сведений о его детских и юношеских годах. Знаем только, что еще в молодости Антоний на склоне одной из любецких гор вблизи болота Кораблища выкопал пещеру и в ней поселился. Позже на этом месте существовал Любецкий Антониевский монастырь. Еще и сегодня там можно увидеть пещеру св. Антония, где раз в год, в июле, правится Служба Божья, на которую с окружающих сел, даже из Беларуси, сходится множество людей. Это был первый, самый старый пещерный монастырь в Древней Руси. Он с перерывами просуществовал до 1786 года и был ликвидирован по приказу российской императрицы Екатерины II.
В молодые годы Антоний отправился в Грецию, где в одной из тамошних монастырских обителей в Афоне принял постриг и стал монахом. Его духовным наставником был игумен Евсигменского монастыря Феоктист, известный в то время церковный деятель.
В 1013 году Антоний по благословению игумена Феоктиста вернулся на родину, поселившись в Киеве, на днепровских склонах, в Варяжской пещере, где когда-то, по преданию, скрывались варяжские разбойники. Это было во время княжения Владимира Великого. Но после смерти князя, в 1015 году, в государстве началась смута. Один из сынов Владимира, туровский князь Святополк, прозванный в народе Окаянным, захватил Киев, убив своих братьев князей Бориса и Глеба. Антонию, как соратнику и единомышленнику князя Владимира, пришлось покинуть Киев и вернуться в Афонский монастырь.
Только в 1028 году, при княжении великого князя Ярослава Мудрого, Антоний окончательно поселился на Киевских горах. Он выкопал себе новую пещеру рядом с пещерой игумена Иллариона и стал там жить. В Антониеву пещеру начали сходиться монахи, и скоро там стало тесно. По просьбе Антония князь отдал монахам всю гору.
Скоро слухи о монастыре и его игумене, который никому не отказывал в помощи или совете, облетели всю Украину-Русь. Кое-кто из паломников под влиянием Антония тоже принимал постриг и становился монахом. Так был создан Киевско-Печерский монастырь, будущая Лавра, оплот православия на нашей земле.
Со временем монастырь и его игумен снискали неслыханный авторитет как среди простых людей, так и в зажиточных кругах. Слово Антония часто весило больше, чем слово князя, как во внутренних, так и в межгосударственных делах, хотя у Антония и не было никакой, даже формальной власти. Он часто перечил великому князю Изяславу, особенно в имущественных вопросах и относительно принятия пострига имущими киевлянами, и всегда умел отстоять свое мнение. К тому же жена Изяслава была сторонницей Антония.
Впоследствии Антоний, который любил одиночество, ушел из общей пещеры и на склоне горы выкопал себе другую, которая дала начало Ближним пещерам Киевско-Печерской Лавры. При Антонии монастырь становится центром просветительства и летописания, в нем переводятся и переписываются монахами книги многих иностранных авторов. Успенский собор Киевско- Печерского монастыря, который начали сооружать в 1073 году, стал жемчужиной древней киевской архитектуры. Печерский монах-агиограф Нестор своими произведениями — «Повестью временных лет», «Житием Феодосия Печерского», «Чтением о погубленных душах Бориса и Глеба» славил родную землю, призывал князей к единению.
Поражение киевского великого князя Изяслава в битве с половцами на речке Альта в 1068 году, временное княжение в Киеве Всеслава и поражение восстания киевлян в 1069 году вынудили Антония в том же году оставить Киев и искать пристанища у черниговского князя Святослава Ярославича, в черниговском Елецком монастыре. В том же 1069 году Антоний в Чернигове на склоне Болдиных гор выкопал себе пещеру, где и поселился. Впоследствии князь Святослав на том месте построил церковь пророка Ильи. Сейчас длина исследованных черниговских пещер составляет около 315 метров, наиболее древний ярус расположен на глубине 12 метров от поверхности, а высота наибольшей пещеры, подземной церкви Антония и Феодосия, составляет 8,4 метра.
Кстати, по легенде, Дальние пещеры Киевско-Печерской Лавры, Черниговского Елецкого монастыря и Любечская Антониева пещера в давние времена были объединены подземным ходом длиной более чем в 200 километров. Этот подземный ход был якобы таким большим, что в нем могли свободно разъехаться две повозки, запряженные лошадьми.
Рассказывают, что в середине 60-х годов нашего века дети на береге Десны около Чернигова нашли размытую водой дыру. Она вела к подземному ходу, пол, стены и потолок которого были выложены кирпичом необычной формы, и который шириной был более 5 метров, а высотой около 3 метров. Дети не решились идти по тому ходу далеко и рассказали о нем взрослым. Позже эту дыру залили бетоном, и след ее потерялся. Так что эта легенда об исполинском подземном ходе, учитывая существование тысячекилометровых Змиевых валов, построенных приблизительно в те же времена, также может иметь реальную основу.
Киевский великий князь Изяслав уговорил-таки Антония вернуться в Киев, откуда тот уже никогда не выезжал. Это произошло в 1072 году. После возвращения игумен продолжал дело князей Владимира и Ярослава по внедрению христианства, перестраивал монастырь, в котором еще в 1062 году поставил первую деревянную церковь. Каменные же строения монастыря начал возводить игумен Феодосий, соратник и преемник Антония после смерти последнего, наступившей 7 мая 1073 года. Впоследствии первые игумены Киевско-Печерской Лавры были провозглашены святыми. Похоронен св. Антоний, проживший долгую жизнь (почти 90 лет), в Дальних пещерах основанного им Киевско-Печерского монастыря.
Не один раз пытались открыть погребение св. Антония, но всякий раз неудачно. По свидетельству историков Милорадовича и Кальнофойского, «...когда Москали захотели взять из гроба мощи святого, то святой, по воле Божьей, раз прогнал огнем, чего и теперь есть знаки, а в другой — водою».
Несмотря на свое затворничество, преподобный Антоний никогда не отказывал людям, которые приходили даже за тысячи километров, в помощи, благословлял и лечил их. Слава о его благодеяниях ширилась по всей Древней Руси.
Выпуск газеты №:
№129, (2000)Section
Украина Incognita