Веротерпимость — ключевое понятие времени
Одна из многочисленных новейших проблем — это формирование в себе терпимости, к которой еще совсем недавно было безразличным наше общество. Ведь старая власть воспитывала нас по принципу: «Кто не такой, как мы, тот опасный, плохой, тот враг». В мир нашей нетерпимости тогда входили «Запад», лица «кавказской национальности», евреи, новейшее искусство, права человека, женские брюки и др. А также большая часть христиан — католики, греко-католики и все протестанты.
В последние годы к солидному перечню «нетерпимых» для нас вещей прибавились еще так называемые деструктивные и тоталитарные секты, т.е. новейшие религиозные течения. Самыми ярыми противниками «сект» становятся, как всегда, те люди, которые почти ничего не знают о своих «врагах» — о догматах, духовных книгах, обрядах и образе жизни новейших религиозных общин. Еще раз подтвердилась старая истина — чтобы ненавидеть, лучше не понимать.
Отношение к «сектам» — не к какой-то конкретной, а к «сектам» вообще — является для меня индикатором настоящей веротерпимости человека. К сожалению, редко когда этот индикатор дает «положительную» реакцию — уже сколько раз приходилось думать: «И ты, Брут!» Дело, может, в том, что нам сегодня очень не хватает общего врага? Ведь друзьям, положительным идеям мы не привыкли доверять, а вокруг идеи врага объединяемся охотно.
Одной из причин общей враждебности к «сектам» является еще то, что эта враждебность активно лелеется традиционными церквями. Ибо «секты» являются прекрасным предлогом для отвлечения внимания мирян от острых внутрицерковных проблем. Не только у нас. Вот, скажем, Русская православная церковь, которая переживает сейчас не лучшие времена — «нестроение», как говорили когда-то. Одним из показателей является то, что число истинно верующих членов церкви не превышает среди русских православных 5% (статистика). Священноначалие же РПЦ больше озабочено «сектами», чем своей паствой и духовенством, хотя общеизвестно, что расцвет новейших религий обусловлен в значительной степени бездеятельностью православного духовенства. Это же касается и наших традиционных церквей. Православному духовенству думать бы о единстве церкви, о просветительстве, социальном служении, а оно озабочено теми 2-3% украинских верующих, которые входят в нетрадиционные общины.
Новые религиозные течения — это одна из примет нашего времени; они будут существовать и в будущем, независимо от нашей воли. Для газеты «День» очень важно то обстоятельство, что кто бы ни был основателем или руководителем какой-то новейшей общины — «африканец» или «американец—агент ЦРУ», ее членами всегда являются наши сограждане. Последние, избрав ту или иную «секту», воспользовались своими конституционными правами. А если они нарушают законы Украины, если деятельность общины угрожает здоровью или имуществу людей, то здесь один путь — обращение в суд. Стоит отметить, что несмотря на весь шум по поводу новых религиозных образований, у нас очень мало судебных дел против них. Показательно также то, что большинство этих дел заканчивается в пользу именно «сект».
Есть еще одна причина распространенного предубеждения к «сектам» — мы часто не признаем те или другие явления исключительно из-за их новизны и необычности для нас. Чтобы проиллюстрировать это, приведем суждение трех всемирно известных историков-писателей по поводу одной новейшей «секты». «Это пагубная секта, которая своими мерзостями вызвала общую ненависть». «Эти люди (сектанты) обращены в новое и злокачественное суеверие». «Эта секта — дело серьезное, особенно потому что в опасности находится много людей всех возрастов, званий, женщин и мужчин, которых привлекают и будут привлекать на их погибель. Зараза этого суеверия распространилась не только по городам, но также по селам... Члены тайной общины, однако, утверждают, что вся их вина только в том, что они собираются в определенные дни с восходом солнца и возносят молитвы к своему богу. Они также берут на себя обязательства воздерживаться от краж, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова и тому подобное».
Приведенные выше высказывания — это цитаты из произведений трех знаменитых римлян — Тацита, Плиния Младшего и Светония. Все они жили и работали на рубеже I и II века после рождения Иисуса Христа, приблизительно в то время, когда составлялись тексты Святого Евангелия. «Секта», которую они вспоминают, — это общины ранних христиан.
Выпуск газеты №:
№229, (1999)Section
Украина Incognita