Перейти к основному содержанию

Встреча с земляками на чужбине

03 сентября, 00:00

В Варшаву ехать поездом не дольше и не дальше, чем в Симферополь или Донецк. Однако мы, бывшие узники железного занавеса, до сих пор чувствуем инстинктивный страх перед «заграницей», сохраняем стойкий «хуторской» комплекс. И оказавшись даже в близкой, соседней славянской стране, остро ощущаем свою отчужденность, как будто находимся в другом измерении реальности. Поэтому так отрадно встретить там своих земляков.

На воскресные богослужения в храме св. Марии Магдалины, кафедральном соборе Православной церкви Польши, собирается православный люд Варшавы, преимущественно русские и украинцы. Именно там, во дворе храма, к нам подошли, услышав родной язык, супруги — еще молодые и красивые люди. Из Белой Церкви, как вскоре выяснилось. Они ожидали конца обедни, чтобы поговорить с архиепископом Мироном, который правил службу. Православная литургия, как известно, самое длительное богослужение в христианском мире, и поэтому было время пообщаться с земляками, расспросить, кто они, почему здесь оказались, как им здесь живется. История оказалась, к сожалению, довольно типичной для нашего времени.

Николай (назовем его так) в советские времена успешно работал инженером-производственником на одном из белоцерковских заводов. Любил свою работу, имел склонность и способности к технике, к электронике. В новые времена остался практически без работы и без заработка — родное предприятие едва сводило концы с концами. Бросился туда-сюда, организовал свою производственную мастерскую, постепенно «обрастал» постоянными клиентами. Да куда там! Что оставалось от драконовских налогов, то делили между собой чиновники-взяточники и рэкетиры. Поменял профессию, построил во дворе теплицу, обзавелся специальной литературой и начал разводить цветы на продажу. После первого выхода на киевский рынок к Николаю пожаловали «два Сильвестра Сталлоне и «посоветовали» не высовываться из Белой Церкви». А что там продашь? Татьяна, его жена, инженер, также оказалась без работы.

В конечном счете они решились уехать на работу в Польшу. «А что делать? — рассказывает Николай. — Перед этим как раз избрали второго Президента Украины. Я очень надеялся на Кучму. Думал — он производственник, инженер, руководил большим важным предприятием. Что-что, а то, как вдохнуть жизнь в промышленность, этот человека понимает. Вскоре осознал, как горько ошибся». Сейчас супруги имеют в Варшаве свою небольшую «коммерцию», хорошо зарабатывают на жизнь, на жилье, даже на расширение бизнеса. И это при том, что приехали они сюда без знания языка (сейчас Николай говорит на польском языке почти без акцента), без знания реалий чужой жизни, без знакомств и поддержки. Несмотря на то, что до сих пор не имеют законного права ни на работу, ни на пребывание в стране, Николай с женой решили взять в Польшу также детей — сына и дочь. Именно проблема с дочерью привела их сегодня в православный храм.

Дело в том, что дочь вышла замуж за поляка, католика; у них родился сын. Венчалась дочь в католическом храме, сына должны крестить также по римско-католическому обряду. Николай и Татьяна настояли на том, чтобы крестным отцом был их сын, православный. Чтобы была хоть тонкая ниточка, которая соединила бы первого внука с верой предков. Здесь возникли препятствия. Ксендз не возражает, но требует справку о том, что крестный отец является крещеным. Общеизвестно, однако, что в Украине еще десять лет назад крещение было полулегальным таинством и наши церкви не выдавали справок. Николай пришел за помощью в храм Марии Магдалины, попросил настоятеля дать такую справку. Но куда! Отец Иоанн твердит одно — крестите внука по православному обряду. А это же все равно, что советовать дочери развестись с любимым мужем. Осталась последняя надежда — может быть, архиепископ согласится по-христиански помочь, поверит им на слово, даст справку?

Под стенами польского православного храма Николай и Татьяна говорили не только о своих польских заботах. Они проявили полную осведомленность о ситуации в Украине, интересовались деталями, болели, критиковали — чувствовалось, что их душа находится там, дома. Горько было, грустно. Почему так случилось, что энергичные, способные, трудолюбивые люди не могут найти себе применения в родной стороне? У нас же работы — непочатый край. Почему они и их дети работают на другую страну, почему эта другая страна нашла для них применение? Найдет место также для их внуков, но это уже будут не украинцы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать