Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выбор на всю жизнь

13 апреля, 18:43

В 1845 году, когда Тарас Шевченко заканчивал Академию художеств в Петербурге, ему исполнилось 32 года. Это был солидный возраст, чтобы заняться важным делом, которое стало бы смыслом всей жизни. За ним, уже известным художником и поэтом, оставался выбор. Можно было найти квартиру в северной столице и продолжать заниматься живописью. Ведь на его иллюстрации художественных произведений Г. Ф. Квитки-Основьяненко и повестей Н. В. Гоголя обратили внимание петербургские издатели. А после иллюстрирования книг «История Суворова» и «Русские полководцы», русского писателя и историка Н. А. Полевого которые гравировались в Англии, о нем заговорили уже как об известном художнике. Однако связать навсегда свою жизнь с мрачным, удушливо- каменным Петербургом ему, который вырос среди богатой украинской природы, казалось нестерпимым. Вероятно, что сюда прибавлялась и горечь от тех недоброжелательных рецензий, в частности и В. Г. Белинского на его «Гайдамаков», в которых ставилось под сомнение существование украинского языка, языка его народа.

Был и другой выбор: ехать на родину. А если так, то следовало похлопотать о месте службы ведь в России, начиная от Петра I, все, кто относился к неподатному сословию, должен был служить согласно Табелю о рангах. В его отпускной, выданной помещиком П. В. Энгельгардтом в 1838 г., указывалось, что Шевченко может выбрать «род жизни, какой пожелает». Получение аттестата на звание неклассного художника по исторической и художественной живописи 22 марта 1845 г. автоматически переводило его именно в такую социальную категорию. Академия художеств пользовалась привилегией — ее выпускники наделялись правом вступать на службу, в которую пожелает свободный художник.

Поэтому для возвращения в Украину Тарас Шевченко должен был избрать место службы, которое давало бы ему средства на жизнь, ведь у него не было земельной собственности. Хотелось, конечно, чтобы служба совпадала с его профессиональными интересами. Друзья звали в Киев, который благодаря расположению здесь Канцелярии киевского военного, подольского и волынского генерал-губернатора становился административным центром Правобережного региона, а открытие университета превращало его и в значительный научный центр, где разворачивалась масштабная научная деятельность, слухи о которой превосходили любые ожидания. Здесь можно было найти место службы, предпологавшую надеяться на заграничную командировку для совершенствования своего художественного мастерства. Что же представлял собой Киевский университет в то время?

В отличие от других российских университетов, основанных в соответствии с уставом 1804 г., Киевский был основан значительно позже. Учреждался отдельным указом Николая I от 8 ноября 1833 г. для предоставления в первую очередь выходцам из благородных сословий Киевской, Подольской и Волынской губерний русского по содержанию и характеру образования. Если первые университеты наследовали европейские образцы корпоративной автономии с принципом избрания на должности, со свободой преподавания и научным поиском, Киевский наделялся другой моделью. Он был полностью зависим от государства и имел задачу укрепить лояльность местной элиты к российскому монарху и утвердить имперское присутствие в крае, который недавно входил в состав Речи Посполитой. Участие аристократии и шляхты в Ноябрьском польском восстании 1830 г. стало причиной того, что для него были взяты за образец немецкие университеты с бюрократическим контролем за обучением и преподаванием, которые проводились государственными институтами в имперских интересах.

Открытию университета предшествовало массовое закрытие 245 школ, основанных на польской образовательной традиции, и в частности Волынского (Кременецкого) лицея, которые играли решающую роль в возрождении польской идентичности в правобережном регионе Украины. После недолгого спора о месте его пребывания — Орша или Киев — преимущество было отдано Киеву, где верховная власть придавала новое, сакральное значение как бывшему центру православия. Поскольку отсюда распространилось христианство, то превращение города в образовательный центр с имперской идеологией должно утверждать право России на «киевское наследие» и насаждать мысль о торжестве исторической справедливости. Именно поэтому Киевский университет в отличие от других университетов России получил название — Императорский университет Святого Владимира в Киеве. Канонизированный князь, который вошел в историю объединителем земель Киевской Руси и ее креститель, символизировал утверждение русского образования в полонизированном крае.

Университет действовал на основе специально для него составленного временного устава 1833 года, согласно которому ликвидировалось внутреннее самоуправление университета. В отличие от устава 1804 г. Киев лишь до 1835 был методически-воспитательным центром только что созданного одноименного учебного округа (1832 г.) в составе Черниговской, Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской (с 1839 г.) губерний. Возглавлял округ не ректор университета, как было до этого, а государственный чиновник — попечитель, которого по согласованию с министром народного образования назначал император. Ректор университета подчинялся министру народного образования и попечителю учебного округа. Внутреннее управление осуществлял совет в составе ординарных и экстраординарных профессоров под председательством ректора. Отменялся университетский суд и автономные юридические права членов университетской корпорации. Ректор выбирался на два года советом университета и утверждался царем. Профессора и адъюнкты выбирались советом, как и деканы факультетов, и утверждались министром. Правительство надеялось, что приобретенный опыт управления школьными заведениями в Правобережной Украине будет служить для реформы высшего образования, которую предусматривалось осуществить в 1835 году.

Для новосозданного университета была привлечена материальная база и интеллектуальный потенциал Волынского лицея и Виленского университета, а также средства, которые собрала шляхта Киевской губернии в 1805 году, государственные средства, выделенные на проектированные Институт правоведения в Киеве и лицей в Орше, и пожертвования от купца П. Г. Демидова. В Киев были перевезены различные научные коллекции и библиотеки Волынского лицея, Виленских медико-хирургической и духовной римско-католической академий и университета. Запуганной подавлением восстания общественности была навязана идея, согласно которой та должна воспринимать университет как подарок российской власти и в частности непосредственно Николая I. Согласно официальному акту Волынский (Кременецкий) лицей не закрывался, а перерастал в университет.

При открытии он имел один факультет — философский с историко-филологическим и физико-математическим отделениями. В 1835 г. открыт юридический, 1841 г. — медицинский. Университетский курс был рассчитан на четыре года. Цель его учреждения определила одну из характерных черт: гуманитарные дисциплины политизировались и приобретали идеологический вес. Научно- исследовательские задачи отодвигались на задний план, а преимущество отдавалось воспитанию и обучению будущих чиновников для государственной службы.

Зато активизации научной деятельности университета содействовали основанные в Киеве несколько научных обществ, которые по замыслу правительства должны были утвердить государственную политику культурного укрепления имперского присутствия в крае, а также обосновать правовые основы его включения в состав империи на основании исторических источников, поиск и активизация которых приобрели первоочередное значение. На их основе следовало вписать Киев и «Юго-западный край» в историческую канву от Киевской Руси до империи Романовых.

Курс был взят на подготовку кадров правительственной бюрократии и учителей для Правобережной Украины, потому что лояльность местных польского происхождения и полонизированных чиновников не вызывала у империи доверия. Правом поступления в университет наделялись только выпускники гимназий и православных семинарий, а те ученики, которые закончили частные школы и занимались у домашних учителей, такой возможности лишались. Кроме своекоштных студентов, предусматривалось обучение 50 человек на казенный счет. Последние должны были шесть лет прослужить по назначению правительства чиновниками и учителями. В частности, студенты юридического факультета становились чиновниками местных учреждений, способных заняться упорядочиванием польских земель. Для этого Советом университета были внесены изменения в преподавание римского права. Количество отведенных для него часов уменьшалось, вместо этого их количество увеличивалось для преподавания местных законов, важных для будущих законодателей, которые должны были работать в судебных учреждениях края. Для этого создавалась с 1842 г. кафедра гражданских и межевых законов.

Итак, первый студенческий набор 1834—1835 годов не оправдал надежд власти, потому что среди студентов большинство составляли выходцы из Левобережья, а не Правобережья, как планировалось сначала. Не совсем совпала ее позиция и с надеждами профессуры, не было единства и с настроениями общественности.

Среди профессорского состава сначала преобладали наиболее лояльные преподаватели Волынского лицея. Только три кафедры из-за отсутствия соответствующих кадров заняли украинцы и русские: М. А. Максимович (русская словесность), В. Ф. Цих (общая и русская история и статистика), О. М. Новицкий (философия). После обнаружения организации «Содружество польского народа» Шимона Конарского и ареста студентов польская профессура была уволена из Киевского и переведена за 1838— 1839 гг. в другие учебные заведения, а сам университет в марте 1839 г. был закрыт почти на год.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать