Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я — русин и горжусь этим»

Фигура и творчество украинского гуманиста Станислава Ориховского на фоне европейской эпохи
13 декабря, 11:15
ГОРОД ПЕРЕМЫШЛЬ (ПОЛЬША), ИСТОРИЯ КОТОРОГО ТЕСНО СВЯЗАНА С УКРАИНОЙ И В КОТОРОМ ПРОВЕЛ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ СТАНИСЛАВ ОРИХОВСКИЙ / ФОТО С САЙТА BRODYAGA.COM

Важным фактором в распространении ренессансных идей на Украине XV—XVI ст. было обучение выходцев из украинских земель в европейских университетах. Усваивая в европейских университетах достижения ренессансной культуры, студенты переносили их на родину, способствуя продвижению родной культуры. Самая примечательная фигура среди украинцев, которые в первой половине XVI ст. учились в западноевропейских университетах, — Станислав Ориховский, 500 лет со дня рождения которого исполнилось в ноябре. Многие идеи украинского интеллектуала имеют особую актуальность сегодня, в частности в контексте процессов создания государства и формирования настоящей политической элиты.

УКРАИНЕЦ С ЕВРОПЕЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В письме к итальянскому ученому-гуманисту П. Рамузио он свидетельствует, что в 20—30-е гг. XVI ст. среди студентов из Польского королевства, которые учились в Падуанском университете, больше всего было выходцев из Малой Польши и Руси (Русьского воеводства, то есть Галичины), что русьские шляхтичи приезжали туда из таких уголков, куда даже не заглядывали королевские комиссары1. Ориховский выражал гордость по поводу получения знаний в европейских университетах. В политическом трактате «Образцовый подданный» гуманист заявил: «Я русин, горжусь этим, охотно говорю об этом везде»2. Собственные произведения, которые печатались в Речи Посполитой и на Западе, гуманист подписывал Orzehovius Roxolanus (Ориховский — русин).

Станислав Ориховский (Роксолан) родился 11 ноября 1513 г. в селе Ориховци Перемышлянского округа. В то время большинство украинских этнических земель входили в состав Речи Посполитой, которая по форме правления была сначала сословной монархией, а позже — благородной республикой. На совершенствование этой формы правления и были направлены политические трактаты С. Ориховского, в частности его «Напутствие» польскому королю Сигизмунду. Не выступая против польского господства как такого, С. Ориховский четко осознавал и пропагандировал обособленность украинского народа, защищал интересы, проявляя не только этническое самосознание, но и этнонациональный патриотизм, свойственный Ренессансу.

Учителями Станислава Ориховского были О. Брасикап — австрийский гуманист, профессор Венского университета, автор научных трудов и лавроносный поэт; Р. Амадей — профессор риторики в Болонском, Падуанском и Римском университетах; Л. Бонпадиффер — профессор философии Болонского университета, немецкий гуманист Меланхтон и реформатор М. Лютер, который поселил способного юношу во время учебы в своем доме. Был знаком с выдающимися гуманистами и научными деятелями Западной Европы Л. Кранахом старшим, Ульрихом фон Гуттеном, А. Дюрером, Г. Контарини, Л. Бонамино, А. Пасесром, признанными государственными и церковными деятелями кардиналом Ф. Коммендони, О. Фарнезе и др. После 17-летнего пребывание за рубежом вернулся в Перемышль, где активно участвовал в гуманистическом движении. Ориховский поддерживал отношения с выдающимися гуманистами и культурно-просветительскими деятелями Западной Европы, где его называли «русинскими (украинским) Демосфеном», «современным Цицероном».

Самыми значительными произведениями С. Ориховского-Роксолана считаются «О турецкой угрозе» (две речи Turcica I et Turcica II) на латинском языке, обнародованные краковским издателем Гиеронимом Виктором в 1543 и 1544 гг.; «О целибате» (Epistula de coelibata); «Отступничество Рима» (Lepudium Romee); «Напутствие Польскому королю Сигизмунду Августу» (De inetitutione regis Polonie); «Хроника» (Annalles), в которой изложил историю Польши; «Речь на похоронах Сигизмунда І» (Oratio habita in Aunere Sigismundi); «О естественном праве» (Die jura naturale et dentium), из которой до нас дошли отдельные отрывки, ряд писем, речей, памфлетов. Эти труды пользовались популярностью в Западной Европе, неоднократно переводились. Отдельные из названных студий переиздавались в Польше в 1805 и 1891 гг., а выбранные письма С. Ориховського-Роксолана были изданы в 1972 г. Умер гуманист в Перемышле в 1566 г.

ОРИХОВСКИЙ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ: ДИСКУССИЯ С МАКИАВЕЛЛИ

Оригинальной является позиция С. Ориховского относительно «моральной основы» государства. Станислав Ориховский пропагандировал и развивал идеи естественного права, считая, что оно — выше человеческих законов, поэтому последние в случае необходимости можно менять. Благосостояние, согласие и покой в государстве будут тогда, «когда люди будут жить в согласии, в соответствии с законами природы»3.

Согласно взглядам Н. Макиавелли, человек по своей внутренней сути не является ни хорошим, ни плохим, но он склонен к тому, чтобы быть плохим. Следовательно, политик не может полагаться на позитивное в человеке, но должен принимать преимущества негативного и действовать таким способом. Поэтому не надо бояться быть ужасным, поскольку это единственный способ, чтобы держать народ в страхе. Идеального властителя должны «и боготворить, и бояться»4.

Однако Станислав Ориховский имеет другие  взгляды относительно человеческой морали и добродетелей. «Живи и ты ради общего добра, где всем сердцем чувствуешь, что нужен. Живи среди трудностей и страха — двух лучших учителей юности, которые сначала разными способами тебя будут воспитывать, а впоследствии напоят рассудительностью и дадут надлежащий совет», — провозглашает гуманист5. «С самого начала заботься, чтобы получить благосклонность людей, которыми правишь. Только она является залогом королей. Без благосклонности подчиненных власть королей непрочна и непродолжительна»6. Ориховский указывал и на особенный статус государственного человека: «Прежде всего знай, что не каждый человек способен быть при власти, а только такой, который по природе своей стремится к правде и справедливости. Но нужно еще, чтобы стремился он к науке, которая самого человека сделает и правдивым, и справедливым»7.

Станислав Ориховский отмечает: «Должен знать не только то, как получить благосклонность у своих подчиненных, но и то, как защитить их, — если уж Бог дал тебе скипетр равенства, скипетр государства, защищать которое всегда было нелегко»8. «Будь справедливее, когда ты находишься в рамках своих обязанностей. В твоем государстве все подчинено потребностям мира или войны, и государство ограничено этими обязанностями»9. Гуманист утверждает: «Мудрые не допустят к государственной службе человека незнатного по происхождению или запятнанного, ведь большим сокровищем свободы считают добродетель известного отца»10. Ориховский отмечает: «Поэтому освободи свое государство от рабства и никому не позволяй, как говорят, своевольничать, потому что желающих к этому много»11.

Макиавелли утверждает, что сильное государство может образоваться только в случае непрестанной заботы о благе народа. Именно в этом значении Макиавелли понимает идею демократии: для него идеальным государственным строем является тот, который обеспечивает благо большинства. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли указывало даже на физическое устранение непокорных и опасных меньшинств — только бы эта акция действительно была необходимой и имела более-менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой правления Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие, — возникновение разных заговоров в обществе. Ориховский дополняет эту идею: «Если обо всем в государстве будешь заботиться сам, то будешь не королем, а несчастным нищим»12. В «Напутствии» гуманист констатирует: «Я хотел бы видеть тебя таким королем, который знает, как нужно править, какие обычаи наследовать и каким образом сдерживать себя, чтобы между нами обоими всегда было понимание... Заботься о том, чтобы я уважал тебя»13.

Для Ориховского «среди всех добродетелей — прежде всего мудрость считают защитницей»14. «Я хочу видеть, что ты не только любишь мудрых людей, но и живешь с ними и им предан, установки их слушаешь, читаешь и их придерживаешься, а также в согласии с ними правишь. Отстраняй от себя людей похотливых, жадных, преступных, хвастливых, а также паяцев»15. Во-вторых, важную роль играет справедливость. «Речь идет о справедливости, об этой добродетели; если хочешь получить в стране славу самого справедливого, должен хорошо заботиться»16. «Во время правления тирана при распределении должностей много значат деньги, льстивость; имеют значение банкеты, учты и блуд, а особенно — подхалимаж, которым  всякая тирания питается. Тиранам кажется, что именно в этом суть жизни. Если хочешь показать себя непохожим, будь при разделении должностей более пристальным и более справедливым, не бери взятки, потому что деньги ослепляют глаза мудрым и бесславят честных»17.

ПРАВИТЕЛЬ И МОРАЛЬ

Властитель должен поощрять правдивость своих министров и, напротив, очень беспокоиться, если бы кто-то вдруг солгал ему. Но в то же время, выдерживая надлежащую дистанцию, выслушивать правду властитель должен только от доверенных лиц и только тогда, когда он сам того пожелает. Но, выбирая министра, властитель должен позаботиться о том, чтобы этот человек был верен ему, а для этого необходимо соответствующим образом вознаграждать подчиненных: деньгами — чтобы сделать невосприимчивыми для подкупа реальной властью и почестями — чтобы человек чувствовал себя необходимым и был уверен в собственном будущем. Властитель должен уметь воспринимать полезные советы своих министров, а для этого он, по крайней мере, не должен быть дураком. Многие из этих позиций разделяет Станислав Ориховский. Так, в частности, стоит обратить внимание на такой его тезис: «Если хочешь этому государству справедливо и благочестиво служить, заботься о его безопасности от внешних напастей. И трудись так, чтобы мы, слабодушные, имели в твоем лице защиту»18.

Следовательно, для Н. Макиавелли государь должен сделать все возможное, чтобы любым способом объединить разные политические силы вокруг себя, ведь мы знаем о тогдашней раздробленности, о «дворцовых интригах» ренессансной Италии. С. Ориховский акцентирует прежде всего на моральном первенстве, властитель должен воплощать наилучшие добродетели человека: достоинство, нравственность, мудрость, щедрость, миролюбие, толерантность.

Станислав Ориховский был одним из первых основателей теории общественного соглашения, считая, что государство возникает в результате согласия граждан передать часть своей свободы в интересах общественного благосостояния. Был он и пропагандистом теории естественного права, настаивая на том, что права граждан имеют первенство относительно полномочий государственных лиц. Важными являются мнения С. Ориховского о потребностях объединения в общественной жизни и государственной деятельности разума (мудрости) и силы; как на пример такого объединения он ссылался на исторический пример воспитания Александра Македонского, которое осуществлял Аристотель.

Заслугой Ориховского было и то, что он, опираясь на достижение античной мысли, подошел к разработке в Европе идеи естественного права в работе «О естественном праве». Не менее важное место в его взглядах имеет учение о достоинстве человека и о справедливости. Справедливость, как объяснял Ориховский, — это душа государства, она заключается в том, чтобы каждому было отдано то, что ему принадлежат, прежде всего — покой и свобода. Ценя такое врожденное качество, как ум, Ориховский, однако, считал, что только ума недостаточно без надлежащего образования и воспитания.

«ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ» ДЕКАЛОГ СТАНИСЛАВА ОРИХОВСКОГО

1. Человек должен стремиться к науке, которая сделает его и правдивым, и справедливым.

2. Свита короля  должна состоять из мужей, которые иногда осуждают поступки короля, а не из подхалимов, которые всегда хвалят его.

3. Король должен проживать среди трудностей и страха — двух лучших учителей юности.

4. Король выбирается для государства, а не государство существует ради короля. Закон равняется королю и даже лучше и намного выше короля.

5. Король, чтобы больше государству прислужиться, выбирает себе в сообщники самых лучших, самых выдающихся среди граждан.

6. Должен беречься от советчиков, которые ...хотят иметь выгоду в будущем. Опасных людей, преданных наживе и обжорству, избегай.

7. Король должен заботиться об образовании, назначать надежных (образованных) учителей.

8. Бери на себя управление государством, езжай в те части, которые находятся в опасности.

9. Народ считает тебя своим защитником ...не чурайся его, заботься о благосклонности и избегай  дурной славы.

10. Живи ради общего добра там, где всем сердцем чувствуешь, что ты нужен.


 

1 Наливайко Д. Очима Заходу: Рецепція України в Західній Європі XI—XVIII стст. — К.: Основи, 1998. — C.82.1

2 Українська література ХІV-ХVІ ст. — К.: Наукова думка, 1988. — С. 153-155

3 Оріховський С. Промови // Укр. літ. XIV — XVI ст. К., 1989. — С. 88

4 Макіавеллі Н. Володар. Пер. М. Островерха. 2-е вид., поправ. й доп. — Новий Йорк, 1976.  — С.57

5 Оріховський С. Твори. Пер. з латинської та старопольської В.Д. Литвинова. — К.: Дніпро, 2004. — С. 39

6 Там же. — С. 40

7 Там же. — С. 35

8 Там же. — С. 40

9 Там же. — С. 41

10 Там же. — С. 44

11 Там же. — С. 47

12 Там же. — С. 41

13 Там же. — С. 49

14 Там же. — С. 50

15 Там же. — С. 51

16 Там же. — С. 53

17 Там же. — С. 54

18 Там же. — С. 60

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать