Перейти к основному содержанию

Юность гения

О взлете молодого Шевченко и его неизвестном портрете работы Карла Брюллова
22 сентября, 21:01

— Уверен, вы отыщете новые материалы о Шевченко! — сказал Михаил Гордеевич. — Дай вам Бог удачи найти в частной коллекции неизвестный портрет поэта! Ведь обнаружили вы для заповедника уникальный портрет Гоголя работы Алексея Венецианова 1834 года. В мире осталось всего два таких портрета. Его видели только ближайшие друзья гения!

Дерегус открыл папку своих рисунков.

— Через вас я передам в дар Музею Николая Васильевича Гоголя, литературного учителя Шевченко и нашего гениального земляка свои иллюстрации к его бессмертной поэме «Тарас Бульба».

Я искренне поблагодарила мастера за столь щедрый подарок.

Долгих, безмерно долгих 22 года я буду искать в частных коллекциях неизвестный портрет Шевченко, который завещал мне найти народный художник Михаил Гордеевич Дерегус.

... 22 мая этого года, в день 144-летия перезахоронения праха Шевченко в Украину, я пришла к Киму Григорьевичу Скалацкому. Он 25 лет был директором Полтавского художественного музея и имел прекрасные книги о великих художниках мира. Я попросила разрешения просмотреть альбом репродукций с картин Брюллова.

Скалацкий с раннего утра напряженно работал, и, чтобы не мешать художнику, я засобиралась уходить.

Мне припомнились слова народного художника Михаила Гордеевича Дерегуса: «Ищите! Не сдавайтесь! Только тот находит всегда, кто ищет!»

Поздно вечером я открыла альбом репродукций «Карл Брюллов». Современники говорили о нем: «Великий человек нашего времени!», «Сильнейший в искусстве!», «Всеобъемлющий живописец!»

Я перевернула страницу альбома и замерла от неожиданности. С рисунка № 67, который исследователи назвали «Портрет русского художника, делающего зарисовки в альбоме», бумага, графитный карандаш (18,3х24,3), на меня смотрел родной 28-летний Тарас Шевченко! В аннотации было сказано, что этот портрет хранится в рабочем альбоме Брюллова 1824—1843 годов (сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве).

Свежо и живо схвачен облик молодого пророка Украины в самую светлую пору его жизни — семилетней учебы в Санкт-Петербурге в мастерской Карла Павловича. Точно передан характер поэта. Ощутима пластика живого человека. Точно очерчены черты лица поэта, необычайно миловидного. От него исходит очарование доброты.

Я представила эту работу живописца в зеркальном отображении. Рисунок был идентичен с автопортретом Тараса Григорьевича, выполненного им в ноябре 1843 года в имении князя Николая Григорьевича Репнина — Яготине Полтавской губернии. На обоих портретах полностью совпадает характерная форма головы гения, высокий бугристый лоб, своеобразный лицевой угол, изгиб бровей, форма припухших красивых губ, длина и форма носа, глубоко посаженные глаза, изящная кисть руки.

Брюллов писал портрет титана Украины в полный рост в минуту озарения гения, в минуту творческого счастья. Строго, напряженно вглядывается в даль Шевченко на портрете своего учителя, остановившись на мгновение и занося в рабочий альбом уличную сценку. Не безжизненные, сухие, мертвые академические шаблоны привлекли внимание самородка- бунтаря. Бурлящая обыденная жизнь людей взволновала душу великого поэта и художника.

Будто озаренный солнцем, стоит перед нами молодой гений. Он одет по моде того времени, в высоком цилиндре и длинном пальто с бархатным воротником и отворотами на рукавах. Точно такую же одежду мы видим и на его автопортрете 1843 года. Та же непослушная прядь волос выбилась из- под цилиндра. Это дает мне основание считать, что портрет Шевченко был выполнен Брюлловым в начале мая 1843 года.

Как установил выдающийся шевченковед Петр Владимирович Жур, 11 мая того года Тарас Григорьевич получил билет на проезд в Украину и вскоре выехал из Санкт-Петербурга на родину.

По-видимому, в одну из последних поездок в гости или на природу что-то остановило внимание поэта. Он вынул альбом и стал работать. Это мгновение и запечатлел на рисунке его великий учитель.

Находясь девять лет в смрадной, черной солдатской казарме Новопетровского укрепления, Шевченко воссоздает в повести «Художник» обаятельный образ своего учителя. Как солнцем, доброй памятью о нем пронизаны все страницы воспоминаний гения о великом Брюллове.

Идя тропою вымысла, но опираясь на реальные события тех семи свободных лет гражданина, которые он прожил под руководством своего великого учителя, Шевченко лепит новый, художественный мир, переплавляя, сдвигая, перекраивая подлинные жизненные события.

«Немногим из людей выпадает такая сладкая участь, как выпала на мою долю. И если бы не вы, пролетела бы мимо меня слепая богиня, но вы ее остановили над заброшенным бедным замарашкой».

«Многие и весьма многие вельможи-царедворцы не удостоены такого великого счастия, каким я, неизвестный нищий, пользуюсь!»

Повесть «Художник» гений заканчивает словами: «Незабвенный Карл Великий уже умирал в Риме». Творческая мощь Брюллова была сломлена и отдана на создание парадных портретов — исторических полотен, которые прославляли самодержавие.

О том, что Шевченко никогда не прерывал связи со своим учителем и не вступал с ним ни в какие конфликты, свидетельствует эскиз портрета в профиль Брюллова, который поэт выполнил 2 марта 1840 года в письме к своему старшему брату Никите Григорьевичу Шевченко (1811—1879 гг.). Рядом гений изобразил профиль Василия Андреевича Жуковского и свой шаржевый автопортрет.

О дружбе с великим живописцем свидетельствует и нарисованный Тарасом Григоровичем портрет Брюллова 1840 х годов. Размер этого портрета (15,6х11,7) говорит о том, что эту работу Шевченко выполнил для себя, а не по чьему-то заказу. Через 20 лет, отсылая в Полтаву этот неоконченный карандашный портрет Карла Павловича своему другу и соученику по Академии художеств — Федоту Леонтьевичу Ткаченко (1819—1885 гг.), гений поставил на портрете учителя ошибочную дату — 1835 год. Документально известно, что в это время живописец еще жил и работал в Милане и позировать Шевченко никоим образом не мог!

…Я сидела и, глядя на портрет 28-летнего светоча Украины, подумала, что в эту минуту из бездны забвения восстал один из самых интересных и неожиданных портретов молодого поэта.

Наперекор всем схоластическим утверждениям и единогласно принятым гипотезам ученых, что Великий Кобзарь рассорился и разошелся со своим учителем в 1843 году, эта работа Брюллова свидетельствует, что дружба гениальных художников была прочной и непоколебимой!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать