Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Актуальный плакат «Солидарности»

В киевской галерее «Майстерня», что в Центральном доме художника на Львовской площади, открылась выставка польского независимого плаката 1980-х годов «Мистецтво знаку»
06 февраля, 15:25

Польский плакат XX века — это явление хорошо известное в общеевропейском контексте, а восьмидесятые годы — особенная страница в его истории. Тогда польские художники объединили тенденции простоты и прямолинейности массового искусства второй половины века с наследием авангардных экспериментов предыдущего периода. Полученный эстетичный микс стал мощной агитационной силой переломного десятилетия в истории страны. Ведь, напомним: восьмидесятые годы начались в Польше с забастовок, столкновений, динамического развития разнообразных оппозиционных, условно «антисоветских» движений (Польская народная республика хотя и была независимым государством, находилась, однако, под чрезвычайно сильным контролем СССР), восстание «Солидарности», позже власть ввела военное положение, а уже в 1989-м состоялся общенациональный круглый стол, который обеспечил переход к демократии и свободные выборы в июне того же года. Стоит ли говорить, насколько значимым и популярным в таких условиях становился политический и общественный жест в искусстве?

Следовательно, появлялась слеза на лике Ченстоховской Богоматери (Петр Млодоженец), кардиограмма в цветах национального флага (Кшиштоф Баран), бесконечные вариации на тему креста, флаг Павла Удоровецкого, который выбирается из кровавой красной краски и постепенно превращается в польский, бело-красный, или выстроенные в арифметический столбик даты самых острых проявлений коммунистического террора (Ян Бокевич). И,  наконец, сам хрестоматийный логотип «Солидарности» Ежи Янишевского. Также на выставке есть плакаты Чеслава Белецкого, Анджея Будека, Яцека Цвиклы, Катажины Добровольской, Евгениуша Гет-Станкевича, Кристины Янишевской, Романа Келаруса, Александра Круля, Марка Левандовского, Марцина Мрощака, Томаша Сарнецкого, Евгениуша Скорвидера, Кароя Сливки, Генрика Томашевского, Михала Венцковского, Вальдемара Войцеховского.

Очевидно, что общественный контекст и тематика польского плаката тридцатилетней давности особенно резонирует в сегодняшней Украине, преисполненной драматичных и грандиозных событий.

— Дым свободы, который сегодня витает в Киеве, безусловно, чувствовался и в Польше в те дни, когда создавались эти плакаты, — сказал присутствующий на открытии выставки директор Польского Института в Киеве (именно это учреждение выступило соорганизатором выставки с польской стороны) Ярослав ГОДУН. — Потому выставка чрезвычайно актуальна и своевременна. Хотя в настоящее время плакат в том виде, как он существовал тогда, уже меньше появляется в публичном пространстве.

С последним тезисом, конечно, можно согласиться. Достаточно обратиться к агитационным материалам, которые используются на Майдане и его региональных «филиалах». Политический плакат самым активным образом обращает на себя внимание во время выборов, однако и вне их совсем не исчезает, особенно во время разнообразных протестных кампаний. А вот в электронных средствах массовой информации он и в самом деле претерпел существенные трансформации.

Кстати, как выяснилось во время открытия, студенты Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в ближайшее время собираются обнародовать свои плакатные материалы на тему современных событий в Украине.

Польская выставка будет проходить в «Майстерні» до 13 февраля. А уже 14 февраля тему продолжит экспозиция украинского плаката тех же восьмидесятых годов — менее известного, следовательно, требующего дополнительного внимания и переосмысления.

Фоторепродукции плакатов предоставлены  автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать