Алла ГОРСКАЯ: «Чтобы душа не седела...»
18 сентября выдающейся художнице, одному из лидеров «шестидесятников» исполнилось бы 85 лет
Пятьдесят лет назад, в 1964 году, Алла Горская вместе с художниками Людмилой Семыкиной, Афанасием Заливахой и Галиной Севрук, вложив «дни и ночи самоотверженного труда», создали монументальный витраж для вестибюля Красного корпуса Киевского университета. На нем изображен гневный Тарас Шевченко, который одной рукой прижимал обиженную женщину-Украину, а в высоко поднятой другой держал книгу. Дополнял композицию текст надписи: «Возвеличу малих отих рабів німих, а на сторожі коло їх поставлю слово». Витраж, «как идейно ошибочный», еще до осмотра художественного совета по приказу ректора университета Швеца был грубо уничтожен, а А. Горская и Л. Семыкина исключены из Союза художников УССР. (Фото опального витража было напечатано в «вольнодумном» «Украинском календаре» на 1965 год, который издавался в Варшаве Украинским Общественно-Культурным Обществом).
Родилась Алла Горская 18 сентября 1929 года в семье Александра и Елены Горских. Отец — один из творцов советского кино, был директором Ялтинской киностудии. В 1932 году семья переезжает в Москву, а потом в Ленинград, где А. Горского назначили директором «Ленфильма».
Пережив голодные ужасы блокадного Ленинграда и эвакуацию в Алма-Ату, семья Горских переезжает в Киев, где Алла поступает в Республиканскую художественную школу, которую окончила с золотой медалью, а затем в 1948 году — на живописный факультет Киевского художественного института в класс профессора Сергея Григорьева.
После учебы и успешной защиты дипломной работы вместе с мужем, художником В. Зарецким, регулярно выезжает в творческие командировки на Донбасс — и в 1959 году за ряд произведений «шахтерского цикла» была принята в члены СХ СССР. В то же время художница преподает в Республиканской художественной школе (РХШ), создает ряд станковых живописных произведений — «Припять. Паром», «Азбука», «Хлеб», «Портрет отца» и др.
По завершении ХХ съезда КПСС, когда «сошел» сталинский лед и началась «хрущевская оттепель», А. Горская активно включилась в процесс «национального возрождения», охвативший младшее поколение творческой интеллигенции Киева. С помощью Н. Светличной русскоязычная Горская учит украинский язык. Вместе с В. Кушниром, Л. Танюком, И. Дзюбой в 1962 году стала одним из организаторов Клуба творческой молодежи (разогнан органами КГБ в 1964 г.). Как писал Евгений Сверстюк, «это была пора поисков себя, своих истоков и целей в тесной группе молодых энтузиастов-художников, литераторов, режиссеров, окрыленных перспективой настоящего творчества, надеждами культурного возрождения».
А. Горская принимала активное участие в организации литературно-художественных вечеров, распространении произведений «самиздата», сборе средств для взаимопомощи художникам. В частности, это были: вечер памяти Леся Курбаса; вечер поэзии В. Симоненко; лекции по истории Украины, которые читали М. Брайчевский и Е. Апанович; лекции по истории украинского искусства ХХ ст., где впервые молодым художникам о школе М. Бойчука рассказывали ее ученики И. Врона и С. Колос; краеведческие поездки по Украине с искусствоведом Г. Логвином; выставка пейзажей церковной архитектуры Ю. Химича; концерты первых украинских джазовых музыкантов и т. п.
В этот период художница создает серию портретов деятелей украинской культуры, выполненных в технике линогравюры — В. Симоненко, И. Светличного, Е. Сверстюка, экспрессивно-жизненных и трагических одновременно, и рисунка — Б. Антоненко-Давидовича, Л. Танюка, автопортрет — со смелым взглядом и уверенностью в своих убеждениях.
ШЕВЧЕНКО. МАТЬ. 1964
В 1965 — 1969 гг. А. Горская в соавторстве из В. Зарецким, Г. Зубченко, Б. Плаксием, Г. Марченко, В. Смирновым, Г. Синицей создает ряд монументально-декоративных композиций, выполненных в технике мозаики и фрески на стенах общественных сооружений Донецка — «Женщина-птица», «Прометей»; Жданова (Мариуполь) — «Дерево жизни», «Птица»; Краснодона — «Знамя победы», «Угольный цветок», за которые была восстановлена в членстве СХ УССР. Часть из этих разрешенных и утвержденных худсоветами произведений имела выразительно советскую идеологическую окраску в рамках «монументальной пропаганды» строителей коммунизма, часть же ярких декоративных композиций явно ориентировалась на принципы украинского народного рисования.
Работая в Краснодоне, А. Горская сделала для себя интересное социальное открытие, описанное в письме к А. Заливахе от 3 августа 1969 года: «Земля здесь старая, терриконами увенчанная. Люди странные. Даже те, кто здесь родились, вспоминают не эту землю, где впервые пошли босиком, а ту землю, откуда их родители». (Возможно, это вещее уточнение, сделанное 45 лет назад, дало бы ключ к пониманию тех событий, которые происходят сегодня на Донетчине и Луганщине — не родная им эта земля, не родительская!).
Однако принципиальная гражданская позиция художницы относительно политических процессов 1967 — 1970 гг. (суд над В. Черноволом во Львове, открытое письмо-протест большой группы киевлян против «нарушений в СССР принципов социалистической демократии и норм социалистической законности», открытое письмо в редакцию газеты «Літературна Україна» относительно клеветнической статьи А. Полторацкого, допросы «по делу В. Мороза» в Ивано-Франковске и другие) привела к повторному исключению из Союза художников. В последние дни ноября художница была найдена замордованной в подвале дома своего свекра в Василькове около Киева. Убийство «тупым предметом по голове» произошло 28 ноября 1970 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
Похоронили Аллу Горскую 7 декабря 1970 года под пристальным присмотром «тайняков» из КГБ в закрытом гробу на новом кладбище в Берковцах. Прощальное слово произнесли А. Сергиенко, Е. Сверстюк, В. Стус прочитал стихотворение с посвящением, «по поручению львовян» прощальное слово в память «незрадливої дочки українського Відродження 60-х років» произнес И. Гель. За участие в «националистических» похоронах все они потом имели служебные неприятности.
А Богдан Горынь в «Непроизнесенном слове» написал: «Умер Василий Симоненко, но осталась Идея Симоненко. Умер Леонид Киселев, но не умирает Идея Киселева. Погибла Алла Горская, но не погибла, будет жить Идея Аллы Горской... С сегодняшнего дня имя Аллы Горской присоединится к тому факелу нашей духовности, который уже столько лет прорезает своим соборным телом самую большую темень».
Выпуск газеты №:
№164, (2014)Section
В конце «Дня»