Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что поведала нам Рождественская икона...

Рождество — один из самых больших праздников, установленный в честь рождения Спасителя Девой Марией
10 января, 16:01
ИОВ КОНЗЕЛЕВИЧ. «ПОКЛОН ПАСТУХОВ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Традиционно этот большой праздник ассоциируется у нас с елкой, вертепом и двенадцатью обрядовыми блюдами, которые мы потребляем накануне, — на Сочельник. Однако мы не всегда обращаемся к первоисточнику этого праздника — Библии. А самое главное — к памятникам, доносящим нам радость Христового рождения, — текстов богослужений и, конечно же, наглядной иллюстрации события — иконы Рождества Христового.

Древняя украинская икона, посвященная теме Рождества, является глубоко символической, на ней заметно влияние византийской традиции. К ранним памятникам с тематикой Рождества относится стенопись Кирилловской церкви в Киеве, которая датируется XII в.

Для украинских икон Рождества Христового характерной является плоскостная композиция, которая разворачивается в трех горизонтальных ярусах, а также применение приема разномасштабности фигур. Все события, связанные с Рождеством, словно собраны в единое пространство, как страницы из Библии. В центре иконы мастера самых древних памятников выделяли колыбель Божьего Сына, а с VI века икона приобретает исключительно богородичный характер, поэтому главное место в ней занимает Богоматерь, фигура которой является значительно большей по сравнению с другими персонажами.

Наиболее известна икона Рождества Христового середины XVI в. из с. Трушевичи (Старосамборский р-н, Львовщина). В нашей иконописной традиции она представляет редкое изображение Рождества в окружении сцен жизни Марии. Действо разворачивается на фоне скалистой горы как символа Христа. Богородица как мать Царя лежит на ярко-красном ложе (символ Неопалимой Купины). Мария задумалась, Она лежит, отвернувшись от Христа, тем самым осознавая миссию Божьего Сына. Интересным иконографическим моментом является жест Богородицы, когда она прикрывает рукой уста, — как сохранение тайны непостижимого для человеческого ума таинства Рождества Божьего Сына.

Позади Богородицы, на фоне черной пещеры в скале (символ темноты язычничества и неверия), Божественный Ребенок в белых, иногда — в светло-зеленых пеленах («Свет разумения» и «Солнце правды»). Пещера — это темный мир, в котором появился свет для человечества, ожидающего спасения. Образ новорожденного Спасителя передан в особом богословско-философском контексте — Он лежит, спеленатый не так, как пеленали ребенка, а как пеленали умерших в погребальный саван; также Его ложе не является колыбелью, а напоминает скорее гробницу. Таким мистическим способом открывается суть прихода Христа в мир — Бог становится человеком, чтобы умереть и через смерть даровать жизнь.

Вокруг Христа и Богородицы — художественное наполнение и, в то же время, объяснение содержания события — волхвы, Рождественская звезда, пастухи, ангелы. Над маленьким Иисусиком традиционно изображен вол и осел, о которых упоминается в пророчествах Исайи. Их отождествляют также с израильским народом и языческими народами. Сбоку подходят к Христу трое волхвов, которые также символизируют народы, идущие к Евангельскому свету. Это представители разных направлений: волхвы — как язычники, звездочеты — как ученые, цари — как светская власть. По Евангелию от Матфея они приносят дары: золото — как царю, ладан — как Богу, мирру — как Человеку.

В нижнем левом углу композиции видим бытовую сцену омовения Христа, которая взята из апокрифических сказов о двух женщинах — Саломеи и Майе. Купель также свидетельствует о правдивом рождении Христа в человеческом теле. Справа изображена фигура печального Иосифа, которого соблазняет дьявол в виде пастуха, пробуждающего сомнения относительно отцовства ребенка. В то же время Иосиф — это человечество, сомневающееся в божественности Христа. В верхнем поле иконы, над горой, изображены ангелы, извещающие пастухов о рождении Спасителя. По центру в сегменте неба три луча, напоминающие Рождественскую звезду, а также являющиеся символом присутствия Пресвятой Троицы в этом эпохальном событии. Кроме Вифлеемской звезды, еще одно свидетельство вездесущности Господа — это наличие на иконе ангелов, которые с небесных высот воспевают рождение Иисуса.

Важная роль Марии на иконе подчеркнута также клеймами из ее жизни: 1. Благовещение». 2. Собор Богородицы. 3 . Сретение. 4. Обрезание Господне. 5. Вознесение. 6. Бегство в Египет. 7. Рождество Богородицы. 8. Введение во храм. 9. Успение Богородицы. 10. Покров.

В то же время темы Рождества касалось множество икон, наделенных народными чертами и тяготением к реалистичной трактовке пейзажа. Подобной композиционной схеме подражает мастер иконы Рождества Христового конца XVI в. из с. Лопушанки-Хоминой, пейзаж здесь напоминает пологие горы Карпат. Этнографическим элементом выступает декор одежды персонажей, в котором узнаем национальную вышивку.

Очередным этапом развития иконографии Рождества является икона Собора Богородицы середины XVI в. из с. Бусовиско. Композиция соответствует иконографическому типу — Поклонение волхвов, но о том, что икона отображает именно Собор Богородицы (празднуем 8 января), свидетельствует подпись на ней. Тема Собора тесно связана с Рождеством, а ее идейным содержанием является восхваление Богоматери.

Популярный эпизод, который, начиная с начала XVII в., выступает отдельным иконографическим сюжетом, видим на храмной иконе Поклонение пастухов из Бойковщины. Композиция разделяется на два плана: на переднем плане при яслях с Новорожденным сидит Мария, рядом Иосиф и пастухи, которые пришли после вести Ангела приветствовать Христа. На заднем плане, в глубине пейзажа, — сцена уничтожения младенцев, а наверху традиционно изображены ангелы в сегменте неба, держащие ленту с надписью «Слава во вышних Богу». Примером такой иконографии является икона XVII века авторства Йова Конзелевича из Богородчанского иконостаса.

Такую упрощенную трактовку — с изображением Иосифа, Марии около яслей Спасителя, с пастухами или царями с Востока, реже — только с ангелами — доныне находим в иконах ХІХ — ХХІ веков, на поздравительных открытках и др.

Рождество Христово, в соответствии со стихирой, — это «сочетание» неба и земли, восстановление потерянной в грехопадении духовности человека, это не только приход Бога на Землю, но и подъем человека к небу. Таинство Рождественской иконы открывает мистическое, глубоко духовное значение прихода Спасителя нашего в мир земной. Эта тематика нашла широкое применение в церковно-обрядовой жизни и жизни искусства украинского народа, ведь именно этот праздник является любимым и семейным для каждого из нас!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать