Перейти к основному содержанию

«Другой» Богомазов

Впервые за 30 лет зрителям показали архивный фонд № 360: ранние творческие произведения и личные документы «украинского Пикассо», известного кубофутуриста Александра Богомазова
21 ноября, 15:59
КОЛЛАЖ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БОГОМАЗОВА. В ЦЕНТРЕ — АВТОПОРТРЕТ

Уникальность экспозиции, представленной в выставочном зале Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины, — редкая для широкой публики возможность увидеть не копии, а настоящие оригиналы мэтра отечественного авангарда Александра Богомазова. Экспонируется масляная живопись и акварели, рисунки, эскизы и линогравюры, страницы теоретического трактата «Живопись. Элементы», а также стихотворения, фотографии и личная переписка мастера.

Александр Константинович Богомазов — художник и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Специалисты выделяют два самых известных периода его творчества: кубофутуризм (1913—1917) и спектрализм (1920—1930). Вместе с А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым участвовал в выставке «Звено», в 1913 году организовал кружок кубофутуриств «Кольцо». В 1914 году написал теоретический трактат «Живопись. Элементы», объединивший самостоятельные творческие поиски и многолетнюю художественную практику мастера.

Послеревоюционные годы стали платформой для активной деятельности художника: в 1918 году он выступает на съезде деятелей украинского искусства с докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине». С 1919 по 1920 год Александр Богомазов выполняет обязанности первого секретаря Профсоюза художников Киева, заведует отделом Художественного образования во Всеукраинском комитете художественного искусства. Как практик и теоретик, он внес большой вклад в развитие отечественного искусства в качестве педагога. С 1922—1930 годы Александр Константинович — профессор станковой живописи в Киевском институте пластических искусств (сейчас — НАОМА), где преподавал художественные дисциплины на педагогическом и живописном факультетах.

Выставка позволяет открыть новые грани творчества художника — совсем не известные почитателям его таланта и открытые, в основном, для узкого круга специалистов, имеющих доступ к архивам. «Произведения мастера и его биографические документы были куплены Центральным государственным архивом в 1970-х годах у его супруги Ванды Витольдовны, — рассказывает гид по выставке, ведущий научный сотрудник Центрального архива-музея литературы и искусств Оксана Олейник. — Из нашего фонда № 360 мы показываем зрителю почти «неизвестного Богомазова» 1902—1906 годов, периода его обучения в художественном училище. Здесь показаны утонченная графика, цветные и черно-белые литографии, рабочие эскизы и наброски. Есть и легко узнаваемые произведения, уже достаточно известные, — такие например, как «Монтер», «Сенной рынок», несколько автопортретов. Добавлю, что отношение к наследию Богомазова переживало свои подъемы и спады — в 1960-х годах на блошиных рынках в Ирпене можно было купить его рисунки за копейки. На сегодняшний день стоимость его произведений на аукционах — огромна. Однако бывают в арт-мире и такие случаи, когда под именем Богомазова выдают так называемые фальшаки — подделки».

НАТЮРМОРТ С ПОСУДОЙ. 1925 г.

После своей смерти художник был фактически забыт — исследование его творчества вернуло нам наследие маэстро в истинном блеске. В этом велика роль искусствоведов, посвятивших себя тщательному изучению его живописного и теоретического наследия и архивов. Научный консультант выставки в архиве-музее, искусствовед Елена Кошуба-Вольвач, написала монографию «Александр Богомазов. Автопортрет», которая вышла в издательстве «Родовід». На открытие выставки был приглашен специалист по украинскому авангарду, искусствовед Дмитрий Горбачев, автор-составитель альбома «Украинский авангард 1910—1930 годов».

Безусловно, ранние экспонаты — это «другой» Богомазов, вдумчиво изучающий натуру на пленэрах, рисующий портреты своих коллег, подаривший нам самого себя на нескольких автопортретах, относящихся к разным периодам. Для того чтобы зритель мог познакомиться с художником поближе, сотрудники архива предоставили и его фотоснимки. Красивое интеллигентное лицо, высокий лоб теоретика и неизменное пенсне — таким мы узнаем Александра Богомазова. На позднем автопортрете мы видим то же лицо, но уже значительно похудевшее — неизбежный и печальный результат многолетней борьбы с туберкулезом, который в 1930 году унес жизнь мастера.

Разнообразие фонда №360 действительно способно расширить наше представление о художнике, он становится более близким и живым, особенно если вчитаться в его аккуратный почерк в личной переписке. Известно, что в студенческий период Александр Богомазов познакомился со своей будущей женой — красавицей, художницей Вандой Витольдовной Монастырской. Около пяти лет он писал ей удивительные письма об искусстве, красоте и мудрости, свидетельства внутренней утонченности мастера, его интеллигентности и философичности. Здесь же, на страницах блокнота, — рабочие рисунки и эскизы, а также его знаменитые притчи.

В одном из стендов можно увидеть макет обложки теоретического труда «Живопись. Элементы» (1914 год). Здесь хуоджник излагает свое видение взаимосвязи объекта — художника — картины — зрителя и подробно исследует структурные элементы картины: основные геометрические фигуры, цвет, ритм. К сожалению, этот трактат не был издан при жизни художника.

После выставки у зрителя остаются свежие и яркие впечатления — академические реалистические портреты и пейзажи Богомазова, его графика черной тушью в стиле модерн, меланхолично-грустные пейзажи в духе Чюрлениса: как трудно угадать за этими произведениями масштаб будущего мастера кубофутуризма! Масляные и акварельные пейзажи, портреты, линогравюры, рисунки пером и карандашом интересны именно тем, что показывают период становления художника, которого называют «украинским Пикассо».

О творчестве и личной жизни Александра Богомазова, о его любимых киевских местах рассказала в эксклюзивном интервью для газеты «День» прямой потомок художника — Татьяна Михайловна Попова, которая посетила выставку в день открытия и предоставила для экспозиции его личные вещи, этюдник и пенсне. Интервью читайте в следующих номерах.

Выставку можно посетить в будни до 25 ноября, вход свободный.

Фоторепродукции картин предоставлены автором 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать