Этюд в голубых тонах
Театрально, содержательно, даже философично поставили Шекспира в Чернигове
Долгожданную премьеру шекспировской «Комедии ошибок» в Черниговском театре имени Т. Шевченко пришлось отложить на один день из-за траура: Черниговщина хоронила своих воинов.
Вот такая сегодня наша жизнь: пестрая, разорванная. Будто качаешься каждый день на огромном маятнике между отчаянием и надеждой, между запалом и прострацией.
Но... «Вот видишь ты, не мы одни несчастны, И на огромном мировом театре Есть много грустных пьес, грустней, чем та, Что здесь играем мы», — это тоже Шекспир. Тот, чей знаменитый портрет появляется на громадном экране в прологе к спектаклю (постановка, художественное и музыкальное оформление главного режиссера театра Андрея Бакирова). Но портрет этот не статичный, раз и навсегда зафиксированный — Шекспир, шевеля губами, словно проговаривает знаменитые напутствия Гамлета странствующим актерам, пока исполнители готовятся к выходу.
Актеры на кону здесь — действительно будто странники. На пустой сцене они не перегружены ничем, кроме бурных эмоций. Слова — иногда громоздкие, но с определенного момента они перестают быть важными: натиск, энергия — вот что преобладает. Движения — раскованные, почти что акробатические. Пластики даже кажется маловато, хочется еще — настолько она изобретательна (ассистент режиссера по пластике — Наталия Пунтус). Костюмы — легкие, удобные, в них ренессансный крой воплощен в современной «джинсе».
Эти сине-серо-голубые, как бы слегка «разбеленные» живые вихри двигаются на фоне экрана, на котором сменяют друг друга своеобразные фотообои с надписями: «Дворец князя», «Дом Адрианы», «Аббатство» (видеосъемка и видеомонтаж — Дмитрий Онищенко)... Руины, дворики, каменные стены — в тех же тонах, будто залиты сиянием полной луны.
Визуальные проекции вместо объемных декораций — веяние времени. И технологично, и недорого: раз купил себе проектор — используй сколько угодно.
Но в спектакле Бакирова такое сценическое оформление таит в себе взрывной эффект, который раскрывается в финале.
Напомним: интрига «Комедии ошибок» вызвана бесконечной путаницей между Близнецами, которые до последнего не догадываются о существовании друг друга.
Соответственно, главная интрига для зрителей в спектаклях по таким пьесам — от «Двух Менехмов» древнего римлянина Плавта до «Приглашения в замок» современного француза Ж. Ануя — в том, как театр «раздвоит» живых актеров в сцене раскрытия всех тайн (а у Шекспира ситуация еще более усложнена, потому что Близнецов аж две пары — господа и слуги). Ведь чтобы вывести на кон сразу двух одинаковых персонажей, нужно применить какую-то хитрость.
Хитрость Бакирова внешне очевидна, но эффект производит ошеломительный: два Антифола и два Дромио встречаются... в видеопроекции: два Евгения Бондаря и два Дмитрия Литашова (а нужно заметить, что обоим до того удалось подать разные характеры и манеры поведения; у Дромио Литашова даже рост и тембр голоса отличаются) вглядываются друг в друга, демонстрируют одинаковые родинки, хлопают по плечу, обнимаются... А для произнесения очередной реплики из толпы персонажей, которые на мгновение перекрывают экран, на авансцену выходит кто-то один.
Просто? Конечно. Театрально? На все сто. Содержательно? Даже философично: где-то там, в другом измерении, сходятся концы с концами и встречаются те, кто считался давно пропавшим. А тут — пустая сцена. Гаснут изображения руин и дворцов. Есть лишь актеры, которые честно и очень усердно сделали свою работу. Хеппи-энд — но с каплей грусти.
...До спектакля хотелось спросить режиссера, почему именно «Комедия ошибок»? Но по его окончании такого вопроса уже не возникает. Потому что Шекспира нужно ставить всегда! Трагедии, хроники, веселые и мрачные комедии. Когда нам весело и когда больно. Когда мы вдохновлены и когда утратили веру. Когда вокруг радость — и когда печаль.
И тогда, когда в финале актеры аплодируют портрету Шекспира на экране (а тот подмигивает — или это только кажется?!), хочется от души к ним присоединиться.
Выпуск газеты №:
№24, (2015)Section
В конце «Дня»