«Каждый помогает, как может...»
Художница Марыся Рудская — о музах Майдана, пространстве свободы и творческих рефлексиях художников
Всем хорошо известно высказывание: «Когда говорят пушки, музы молчат». Однако реалии последних месяцев в Украине доказывают противоположное: революция всё более вдохновляет художников на создание новых интересных работ. «День» пообщался с молодой художницей и детским иллюстратором Марысей РУДСКОЙ о том, почему вместо животных — реальных и мифических, которые были её основной темой, она теперь рисует Майдан — его символы и героев.
— Марися, ты создала серию рисунков об украинской революции. А когда для тебя лично начался Майдан, и одновременно ли — творческие замыслы на эту тему?
— Даже из глубины своей аполитичности в определенный момент понимаешь — нужно выходить и помогать. Сначала — своим присутствием, а когда все стало серьезнее — едой, лекарствами, то есть, обеспечивая тыл, как киевлянка и человек. А как художник я начала принимать участие с 19 января — с начала событий на Грушевского. Я заметила, что тогда же многие другие художники тоже взялись за эту тему. Похоже, это было общечеловеческое настроение: каждый прилагал усилия, как мог — кто-то стоял в первых рядах баррикад, бросая булыжники в «Беркут», а кому-то удалось написать стихотворение или нарисовать картину. Вообще, что касается Майдана, то это впервые на творчество меня вдохновили события в стране. Раньше у меня четко разграничивались творчество и гражданская позиция.
— Как начиналась работа над этой серией рисунков?
— Первый рисунок ко мне пришел... во сне. Он называется «Цветы для Беркута». Во сне я увидела это как вытынанку, но когда проснулась, то решила избрать технику линогравюры — на линолеуме или резине вырезается ножами изображения, а затем покрывается краской и отражается на бумаге по принципу штампа. На «Фейсбуке» я предложила подарить отпечатки (которые никогда не выходят одинаковыми) людям, которые перечислят деньги на hromadske.tv. Журналистика — это наши глаза и совесть в настоящий момент, именно от них мы узнаем, что происходит в действительности. Поэтому мне хотелось их поддержать.
Позже, когда увидела ужасное видео издевательств над казаком Гаврилюком, то просто должна была что-то сделать с этими эмоциями. Я решила нарисовать его как победителя, где все зло лежит у его ног — такая вышла моральная поддержка. Стоит сказать, что у Михаила очень яркий типаж, но еще ярче стала его реакция на событии, его поражающая сила духа. Недаром это заметили и изобразили несколько художников. Портрет Булатова стал продолжением в серии борьбы героического с уродливым, определенной мифологизации происходящих событий. Его образ я продумывала дольше, ведь с Михаилом все ясно — он казак, а вот Булатов представился мне древнерусским богатырем. Здесь еще есть определенный подтекст: россияне часто присваивают себе наследие Киевской Руси, мне хотелось тоже выразить претензии на это наследие, полностью справедливые.
Мифических существ, вымышленных животных я рисую очень давно. Они возникали как идея определенной защиты путем сотворения своего отдельного мира. А здесь стало уже не до этого, хотя именно на этих двух портретах животные все-таки есть.
— В какой технике выполнены эти работы?
— Моя основная техника — это акварель. Сначала я рисую карандашом, потом обвожу ручками, иногда использую фломастеры, а раскрашиваю уже акварелями. Акварель мне нравится своей гибкостью, с ней можно создавать очень разные эффекты, играть с насыщенностью цветов. В такой технике нарисовала и портреты Гаврилюка и Булатова, и рисунки «Экстремист» и «Концерт над бездной». Эти «музыкальные сюжеты» продиктованы очень яркими контрастами. Идет революция — огонь, камни, протестующие в балаклавах — и это не наемные солдаты, а люди из обычной жизни, которые учатся или работают, имеют свои увлечения. И среди них есть замечательные музыканты. И вот один из них садится и играет Бетховена... А с другой стороны все это глушат русской попсой. Поэтому моя картина «Концерт над бездной» — это образ не столько майдановца, сколько всей системы, которая на самом деле и вызывает безумную грусть, именно поэтому на рисунке — эта глубокая бездна.
Искусство, созданное о Майдане, — и музыка, и видео, и рисунки — помогают, морально поддерживают митингующих. Оно может поддержать боевой дух, подарить ощущение важности и не случайности. Но у меня первичный стимул нарисовать картину — это эмоциональным порыв, который идет изнутри. Сначала — моя личная потребность, а когда потом понимаешь, что твои рисунки интересны кому-то другому — это очень приятно. У меня в голове продолжают возникать образы новых рисунков о Майдане, поэтому серия будет пополняться. Ведь интересно способствовать эстетизации того, что происходит в стране.
Думаю, что со временем художникам следует организовывать общие выставки, ведь уже и так много чего создано — и картин, и фото... А еще издавать альбомы или книги, как после Оранжевой революции. Это обязательно нужно сделать — когда победим. Вообще Майдан — это невероятно креативное пространство. Здесь ты — не зритель. Когда у тебя возникает идея, понимаешь, что если ты этого не сделаешь, никто не сделает. Это очень важное ощущение: от тебя что-то зависит, ты несешь ответственность. И как гражданин, и как художник.
Иллюстрации предоставлены Марысей РУДСКОЙ
Выпуск газеты №:
№32, (2014)Section
В конце «Дня»