Хроника нашей зимы
Пейзажи украинских классиков — в галерее «Мистецька збірка» до 26 января![](/sites/default/files/main/articles/16012014/24kartina3.jpg)
Зима многолика. Для прозаиков это дача в сугробах и пробки на заснеженной трассе, а для романтиков — оранжевое пламя заката на белой стене, таинственные фиолетовые тени и россыпь холодных звезд на январском небосклоне. Подарить себе всю красоту зимнего очарования можно запросто — посетив выставку Winter Show в галерее «Мистецька збірка». Артистическое видение зимы из самых разных регионов Украины воссоздало удивительную и весьма разнообразную хронику суровых и холодных месяцев.
Организаторы выставки собрали произведения украинских классиков разных поколений: в экспозиции есть и картины именитых мастеров периода советской «оттепели», и полотна современных маэстро, чьи имена хорошо знакомы по многочисленным столичным вернисажам. Приятно, что столь разные произведения объединяет очень высокий профессиональный уровень: тот, кто действительно любит хорошую живопись, обязательно оценит качественный уровень картин, тщательно отобранных для требовательного зрителя.
Для Winter Show характерны стилевые направления очень широко диапазона — от классического реализма до импрессионизма.
Блестящий пример реализма — утонченный пейзаж «Зима» кисти Серегея Шишко, созданный в 1950-е годы, а также миниатюрное полотно Евгения Волобуева-старшего «За селом» c очень простым сюжетом (двумя псами, бегущими по заснеженной тропке), написанное в конце 1970-х годов. Импрессионистическое начало, спектральная чистота красок порадует глаз зрителя в пейзажах «Зимний вечер» Анатолия Криволапа и «Утренняя тишина пошла по селу» Ивана Марчука.
Если анализировать выставку в целом, трудно не заметить, что зрительское внимание сознательно акцентировано на произведениях закарпатской школы живописи. Встреча с работами этих талантливых мастеров наверняка оставит у посетителей самое волнующее впечатление, ведь здесь можно увидеть полотна знаменитых классиков: Иосипа Бокшая, Золтана Шолтеса, Федора Манайло, Адальберта Мартона, а также их последователей следующего поколения художников.
Иосип Бокшай, родившийся в последнем десятилетии ХІХ века в Раховском районе Закарпатской области, получил специальное образование в Будапештской художественной академии, где его учителем был известный венгерский художник Имре Ревес. Сразу после окончания учебы в академии в 1914 г. Иосип участвовал в Первой мировой войне, а затем, весной 1918 года, вернулся в родное Закарпатье, и с тех пор все свои творческие силы отдал живописи и предподаванию. За свою многолетнюю деятельность Иосип Бокшай получил звания: народного художника Украины, заслуженного деятеля искусств и члена-корреспондента Академии художеств.
Одним из учеников Бокшая был Золтан Шолтес, представленный на выставке пейзажем «Зимой» с замерзшей рекой и перекинутым через нее тонким деревянным мостиком. Художник создал ряд великолепных закарпатских пейзажей, среди которых — «Зима на Верховині» (1953), «Зима в Жорнаві» (1959), «Колочава весною» (1960), «Рахівські полонини» (1962). Сегодня лучшие полотна мастера находятся в НХМУ, Закарпатском художественном музее, Горловском художественном музее.
Кстати, Золтан Шолтес стал одним из основателей областной организации Союза художников Украины и Закарпатского художфонда, был награжден званием заслуженного художника Украины. По воспоминаниям его сына, Шолтес поддерживал творческие и дружественные контакты со многими классиками живописи: Татьяной Яблонской, Николаем Глущенко, Сергеем Шишко, и, конечно, особенно тесные контакты у него были с закарпатскими мэтрами: Бокшаем, Эрдели, Манайлом, Кашшаем, Габдой-старшим, братьями Контратовичами, Петки, Баконием, Глюком.
«Зимний пейзаж», представленный на выставке Winter Show, принадлежит кисти еще одного представителя закарпатской школы — Владимира Микиты, который очень многое воспринял из творческого опыта Ердели, Бокшая и Манайла.
В картине «Зимний пейзаж» зритель видит крутые горы с заснеженными склонами, разбросанными на снегу одинокими хатками с разноцветными крышами. Вся композиция собрана воедино благодаря напряженным линейным ритмам, и даже при достаточно скромном размере полотна у зрителя складывается стойкое впечатление монументального размаха. Свое живописное мастерство Владимир Микита оттачивал в художественном училище в Ужгороде, куда его приняли сразу на третий курс. В одном из интервью мастер сознался, что в училище очень быстро сблизился с преподавателем Эрдели («Он проявил ко мне интерес и дал имя Митайко»), с большим вниманием следил за живописной практикой старших художников. Со временем Микита нашел собственный стиль, вобрав лучшее из наследия основателей закарпатской школы. Интересно, что в свои 82 года художник занимается йогой и тибетской гимнастикой, обливается ледяной водой и считает, что нет смысла ждать счастья, — как и прекрасные картины, его нужно создавать.
Фото картин предоставлены галереей «Мистецька збірка»
Выпуск газеты №:
№7, (2014)Section
В конце «Дня»