«Хронометрия» Романа Романишина
Секреты органического сочетания архаики и глобального информационно-цифрового кода современности
Более двух десятилетий свободное украинское искусство решает проблемы, которым нет аналогов в окружающем мире. Мы одновременно возвращаемся к традициям украинского авангарда и усваиваем чужую нам идеологию постмодернизма, сохраняем автентику народного искусства и поддаемся откровенному космополитизму современных художественных веяний. После лицемерной пуританской скромности советских времен художественные произведения превращаются в драгоценный товар, порождая абсурдно— эпатажные соревнования «самых дорогих художников».
На фоне бесконечных разновекторных движений появляются наконец признаки стабилизации — единичные личности, которым удается успешно синтезировать ментальную принадлежность к собственному народу и транснациональный язык современного искусства. К числу таких относится львовский художник Роман Романишин.
Его творчество не нуждается в «переводах». Более 50 персональных выставок художника прошли в художественных галереях мира. Создаваемые им образы касаются извечных общечеловеческих ценностей, а потому понятны в Испании, Канаде, Китае, Польше, Словакии, Швеции, Голландии, Японии...
«ДЕТИ». 2003 г. ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, УКРАИНА
Для Романа Романишина творчество не является чем-то особенным. Это — словно вполне естественное жизненное состояние, как и битье сердца, циркуляция крови, работа мысли. Оно не требует концентрации творческих усилий: кажется, креативное состояние просто не покидало его, даже во сне...
Его творческие формулы — довольно просты. Они питаются любовью и «нелюбовью», а между тем — всем спектром присущих человеку эмоций и ассоциаций. Источником любви является семья, близкие люди и родная Земля-Украина. Соответственно, «нелюбовь» концентрируется на всех тех, кто не дает нормально жить тем, кого любишь...
Художник не устает формировать собственный ирреальный мир, в котором все возможно, где стираются временные и пространственные границы, грани между художественными разновидностями и жанрами, устоявшимися правилами применения материалов и техник. В благодатном труде открываются лишь ему известные секреты органичного сочетания архаики и компьютерных технологий, особой атмосферы традиционного сельского жилища и глобального информационно-цифрового кода современности. Плоскостные графические и живописные композиции свободно перерастают в объемные формы, наполняются кинетическим движением и неожиданными акустическими эффектами. Их питает добровольная жертва — часть души автора, источник мощной энергетики, который постоянно прорывается наружу, не давая зрителю оставаться безразличным.
«ЗЕЛЕНЫЕ ПРАЗДНИКИ». 2009 г.
Секрет творческого вдохновения Романа Романишина — в постоянном движении — физическом и интеллектуальном. Он не устает познавать и философски осмысливать мир: «Когда англичан спрашивают, как они добиваются такого качества своих газонов, они дают очень простой рецепт — нужно косить и поливать, поливать и косить. И так сто лет... Для меня что-то подобное с творчеством. Нужно читать и путешествовать, путешествовать и читать. Так долго и далеко, насколько это возможно». Именно этот процесс «чтения и странствования» художник назвал «Хронометрией» и воплотил в оригинальном проекте, который экспонируется в «Арсенале» на Аrt-Кyiv Contemporary-2013.
Главной движущей силой на творческом пути Романа Романишина остается постоянный спор: что важнее — конечный результат или само движение к нему. В момент достижения очередного уровня, когда это становится вполне очевидным, когда его, казалось бы, можно успешно развивать, эксплуатируя отработанные выразительные средства, художник движется дальше. Так, словно самым важным для него является встречный ветер, струя свежего воздуха, бесконечный путь к неизведанному...
Выпуск газеты №:
№209, (2013)Section
В конце «Дня»