Лидер украинского конструктивизма
В Харьковском художественном музее открылась выставка графических работ выдающегося украинского художника и дизайнера ХХ века Василия Ермилова![](/sites/default/files/main/articles/20032014/24kartina1.jpg)
Выставка посвящена 120-летию со дня его рождения — важной дате украинской культуры, о которой, однако, теперь вспоминают не слишком часто. Название выставки звучит не совсем привычно — «Харьковский Иов». Почему Иов? В действительности так называется стихотворение русского поэта Бориса Слуцкого, посвященное Ермилову. Эффектный парадокс: жизнь авангардиста, конструктивиста, на первый взгляд явно не слишком религиозного человека, это произведение иллюстрирует в свете библейского сюжета о цветущей жизни праведника Иова, его последующих страданиях-испытаниях и стойкости в вере и убеждениях.
Василий Ермилов действительно был одним из самых ярких художников Советской Украины 1920-х годов, вообще ключевой фигурой конструктивизма (некоторое время он активно сотрудничал с главным представителем украинского конструктивизма в литературе, своим другом, поэтом Валерьяном Полищуком — вместе они делали журнал «Авангард»). Его интересные эксперименты — от шрифтов до инсталляций — и поныне выглядят свежо. Но в тридцатые-пятидесятые годы Ермилов, конечно, испытал гонения. К счастью, его не арестовали, однако жилось ему тяжело, публичное измерение творчества почти полностью исчезло, некоторые произведения погибли если не на войне, то в мракобесном пламени «борьбы с формализмом». И все же он продолжал активно работать и не сомневался в себе. Как вспоминает промотор украинского авангарда №1, искусствовед Дмитрий Горбачев, Василий Ермилов в последние годы своей жизни, уже «реабилитированный», был убежден, что еще прославится. Так оно, в принципе, и случилось.
Сегодня Ермилов известен во всем мире, прежде всего, благодаря минималистическим играм с геометрическими фигурами и пространством. Даже могила художника-харьковчанина выглядит как конструктивистская инсталляция! А вот нынешняя небольшая выставка — несколько иная. В ней собрано в основном менее минималистическое наследие Ермилова разных периодов творчества. Здесь есть немного и довоенных экспрессионистических портретов, почти идиллические пейзажи и плакаты, выполненные в стилистике на рубеже раннего футуризма и модерна. Хотя можно увидеть и сугубо хрестоматийное оформление агитпоезда «Красная Украина». Представленные работы хранятся в фондах Харьковского художественного музея и в частных коллекциях.
Возможность увидеть нестандартного Ермилова, так сказать, в родном харьковском контексте будет актуальной для посетителей музея до 10 апреля, пока будет открыта выставка.
Фоторепродукции картин автора
Выпуск газеты №:
№51, (2014)Section
В конце «Дня»