Мадонна в вышиванке
О смелом виденьи художника Юлиана Панькевича в связи с его 150-летиемНа художественной выставке 1891 года во Львове молодой художник Юлиан Панькевич представил две акварели — «Христос-Учитель» и «Богородица с ребенком». Их изображения он решил как светские картины национального содержания и придал им яркий народный характер. Иисус Христос и Мария изображены в народной одежде, в обе композиции художник ввел светских персонажей — сельских мальчишек в ярких костюмах. Акварели удались художнику, они были интересны по своему замыслу, композиционному и колористическому решению. Первый публичный дебют Ю. Панькевича заинтересовал зрителей, и во львовском украинском журнале «Зоря» появились благосклонные отзывы на эти произведения. В то же время — и первые неприятности: священник-москвофил К.Селецкий обвинил художника в нарушении древних иконографических традиций в изображении одежды Христа и Богородицы, который «стал для художников сегодняшней эпохи так невыгоден, что они берутся променять его на костюм Грыцька или Параски».
Родился будущий художник 4 июля 1863 года в небольшом селе Надднестрянщины Устя-Зеленом в семье местного маляра-иконописца. По окончании народной школы в Рогатине и Бережанской гимназии, где он получил первые профессиональные знания по рисунку и рисованию, при содействии графа В.Дидушицкого решает продолжить художественное образование. В 1884 году Юлиан Панькевич поступает в Школу изящных искусств в Кракове, где директором был известный художник исторического жанра, яркий педагог Ян Матейко. А преподавательское ядро составляли профессора И. Яблонский и Л. Лефлер — художники исторического и бытового жанров и известный портретист Ф. Цинк. И уже после первого года обучения за обнаруженные способности (конкурсный рисунок головы античной скульптуры) Ю. Панькевич получил премию «Общества изящных искусств».
По совету товарища, студента Венской академии искусств М. Ивасюка, осенью 1885 года переходит на учебу в это учебное заведение, где его полностью захватывает водоворот художественной жизни австрийской столицы. Однако материальные затруднения вынуждают молодого художника вернуться в Краков. Обучение в Мюнхенской академии искусств осталась мечтой, и осенью 1887 года Ю. Панькевич возвращается в Рогатин. Художник возвращается к религиозной живописи, создавая для заработка иконостас для церкви в Яблуневе (1888), запрестольный образ святого Ильи для церкви в с. Шоломыя (1889), композицию «Мария с Христом» для церкви в Каменце-Струмиловой около Львова (1892).
В то же время, Ю.Панькевич поддерживает активные связи с художественной жизнью Львова, экспонируя на выставке 1891 года вышеупомянутые композиции «Христос-Учитель» и «Богородица с ребенком», а также жанровое полотно «Около колодца» и «Женский портрет».
«СЕЛЬСКАЯ МАДОННА», 1895 г.
В 1895 году художник создает поэтическое полотно «Сельская мадонна», интересно по своему замыслу и оригинальному решению сюжета. Вот как описывает его искусствовед Я. Нановский в очерке о жизни и творчестве Ю. Панькевича, опубликованном в 1986 году: «Это жанровая сцена из жизни украинского галицкого села. В садике сидит на скамье под деревом молодая селянка и учит своего ребенка из открытой книги, посматривая с любовью на него. А маленький мальчик, задумавшись, с доверием прислоняется к матери, положив ручонку на книгу. На нежном благородном лице матери читаются и счастье материнства, и едва заметная печаль. Легкий поворот головы матери оживляет фронтальность ее фигуры. Это вполне светские типы, без традиционных нимбов или атрибутов. Мадонна в вышитой сорочке и красной юбке, на голове у нее белый платок, который легко спадает на плече, на шее — богатое ожерелье, такое, как носили тогда сельские женщины»
В 1896 году художник едет в Карпаты (села Яремче и Ямна), чтобы подлечить подорванное здоровье и, в то же время, увлекается новым для него жанром — пейзажем, создав ряд произведений — «Водопад Прута», «Каскады Багривця», «Камни над Прутом», «Ловля рыбы на Пруте».
Переехав на постоянное место проживания во Львов, активно участвует в жизни украинской художественной интеллигенции. В 1898 г. И. Труш, Ю. Панькевич и архитектор В. Нагирный основывают во Львове «Товариство для развою руської штуки», целью которого было объединение и поддержка украинских художников Галичины. Кстати, именно Юлиан Панькевич сыграл значительную роль в формировании художественной судьбы молодого теребовлянского юноши, будущего творца украинской школы монументального искусства, Михаила Бойчука.
Вскоре была открыта первая выставка Товарищества, в которой приняли участие К. Устиянович, А. Пилиховский, И. Труш, С. Томасевич, О. Скруток и Ю. Панькевич. Эта акция поощрила художника к последующей творческой активной деятельности, и он берется за создание многофигурной батальной композиции «Оборона Звенигорода».
Знакомство з И. Франко и М. Павликом побуждает Ю. Панькевича к работе в отрасли книжной иллюстрации — оформлению антологии украинской лирики «Акорди» (1903), сборников «Похоронні звичаї і обряди» (1912) и «Українські казки» (1918) В. Гнатюка и др.
В 1920-х годах значительное внимание художник уделяет созданию портретного жанра. Рисуя образы представителей украинского освободительного движения, активных литературно-общественных деятелей, художник ставил перед собой задачу точно отобразить внешность человека и, в то же время, раскрыть ее внутренний мир — такими являются портреты Тараса Шевченко, Ивана Франко, Богдана Хмельницкого, Петра Шереметы, автопортрет 1925 года, жанровые портреты селян Рогатинщины и другие.
С началом пацификации — террористических действий польского правительства Юзефа Пилсудского против украинского населения Галичины — Ю. Панькевич в 1932 году нелегально переезжает в Харьков, где Наркомом образования УССР направляется в исторический музей им. Григория Сковороды на должность старшего научного сотрудника.
Несмотря на наклонные годы, Юлиан Панькевич выполнил для музейной экспозиции ряд рисунков пером, карандашом, акварелью, изготовлял масляные копии с оригиналов произведений И. Репина, С. Васильковского, М. Ткаченко.
Однако неожиданно возобновилась старая нервная болезнь, и летом 1933 года художника не стало, а произведения этого периода потерялись во времена военного лихолетья.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№224, (2014)Section
В конце «Дня»