Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маленький принтер-герой

Екатерина Сергацкова на сайте korydor.in.ua описала новое художественное явление — плакаты, посвященные Майдану
31 января, 12:46
ФОТО С САЙТА FACEBOOK.COM/STRIKEPOSTER

«Никогда еще маленький принтер не чувствовал себя таким героем». Эта фраза, придуманная группой художников, вошла в обиход многих украинцев во время «еврореволюции». Изо дня в день принтеры по всей стране печатали листовки и плакаты, посвященные протестной акции, чтобы их показали миру сотни маленьких украинцев.

Впервые маленький принтер почувствовал себя героем 1 декабря — в день, когда сообщество художников и дизайнеров организовало проект «Страйкплакат». Поводом стал жестокий разгон силовиками студентов с Майдана. Художественное сообщество спустя десять дней с начала протестной акции осознало, что это всерьез и надолго.

Авторы «Страйк-плаката» предложили проект, работающий по принципу «Википедии» и других открытых ресурсов: любой мог скачать понравившийся плакат, распечатать его и использовать на демонстрации. «Мы делаем сообщество, в котором каждый может высказаться на актуальную тему», — говорил один из участников инициативы в интервью «Украинской правде». За пару дней «Страйк-плакат» стал очень популярным: несколько тысяч «лайков» и «шеров» в «Фейсбуке». Художникам наконец удалось сократить бездну, отделяющую их от «простого народа», дать зрителю то, чего он хочет. А зритель хотел перестать быть зрителем: он захотел стать участником. Маленькому принтеру дали шанс почувствовать себя героем.

Стремясь к универсальности образов, инициаторы проекта сознательно ушли от политических лозунгов, потому что любая партийная символика или лозунг, приписываемые той или иной политической силе, могли вызвать раздражение. Первым таким универсальным образом, появившимся на странице «Страйк-плаката» в Интернете, стала «кровавая Йолка» — реакция на силовой разгон студентов под предлогом установки на площади новогодней хвои. На Народное вече, состоявшееся 1 декабря, многие вышли именно с таким плакатом.

 

Создав серию «страйкплакатов» по «горячим следам», художники не остановились на достигнутом: почти каждый день на странице начали появляться новые образы, соответствующие меняющимся реалиям. Так, после штурма Администрации Президента на Банковой началась новая волна: авторы задали вопросы о правовой защите тех, кого задержал «Беркут» — и тут же на плакатах возник образ Фемиды, держащей в руках вместо весов наручники.

Когда активисты партии «Свобода» свергли с постамента памятник Ленину, вектор «Страйкплаката» сдвинулся в эту сторону: на плакате поместили фотоснимок отделенной от туловища мраморной головы вождя пролетариата, припорошенной снегом. Страница проекта стремительно пополнялась новыми картинками: принтер не успевал печатать партию плакатов с Януковичем, посаженным за решетку, как появлялись листовки, посвященные «титушкам». Носившаяся в воздухе народная агрессия мгновенно трансформировалась в мемы. Через картинки «Страйкплаката» сторонники Евромайдана выпускали пар: художникам удалось настолько тонко сбалансировать иронию и серьезность, что эти плакаты стали выполнять в некоторой степени терапевтическую функцию.

Художники щелкали бурно развивающиеся события, точно семечки, все сильнее раздувая эго маленького принтера. Каждый день на Майдане появлялись новые творения с хэштегом «Страйкплакат». Как только происходило какое-то серьезное событие — штурм Майдана беркутовцами 11 декабря, избиение журналистов и активистов, несправедливый суд, — художники сразу же предоставляли рефлексию.

Единственным созданным «Страйкплакатом» образом, который превзошел остальные своей глобальностью, оказался плакат «Я — капля в океане, который изменит Украину». Этот адаптированный фразеологизм цитировали буквально все, а Майдан буквально расцвел такими «каплями». Именно этот образ, повинуясь спросу, вышел за рамки плакатного жанра и устремился по всем фронтам: «капля» появилась на футболках, на чехлах для мобильных телефонов (прибыль с продажи таких чехлов шла в поддержку Евромайдана) и на лайтбоксах, кажется, в большинстве украинских городов. «Капля в океане» стала брендом, который, вероятно, останется народным фаворитом в ближайшие несколько лет.

Однако у этого бренда не будет владельца. Впервые за долгое время украинские художники проявили способность отстраниться от роли божественного творца, какую принято приписывать представителям искусства, и превратиться в ремесленника, который срочно нужен здесь и сейчас. Пожалуй, такой тренировки не хватало художественному сообществу, ведь пришло время, когда идеи теряют индивидуальную идентификацию, а open source становится мировым трендом. Да и, наверное, у многих есть маленький принтер, готовый к героическому поступку...

Текст написан в рамках программы семинара культурной критики и репортажа «Культура 3.0». Полную версию читайте на (http://www.korydor.in.ua)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать