Мануил и Марк Шехтманы – EXODUS и возвращение
Не обошлось в жизни художника и без трогательно-трагического эпизода. Как вспоминал сын художника Марк Шехтман, «весть о моем рождении (а случилось это 23 августа!) застала отца за работой над фреской. Мама рассказывала: Мануил работал на строительных лесах, когда снизу кто-то крикнул: «Шехтман! Тебе телеграмма из Киева». «Прочитай», — ответил он и, услышав, что стал отцом, хотел спуститься вниз, но повернулся неосторожно и упал. Обошлось без последствий — перекладины задержали падение».
Продолжение. Начало в №145-146 от 8—9 августа 2014 г.
8 сентября 1937 года, в списке 29 произведений «врагов народа» из Государственного украинского музея, подлежащих уничтожению, оказалась «...картина художника Шехтмана «Погромленные»...». Документ подписан инструктором культотдела ЦК КП(б)У тов. Пепелюхой. Чудом эта работа уцелела.
Еще в 1934 году, не выдержав идеологические травли, (ночью, перед открытием республиканской выставки картина «Проводы» без каких-либо объяснений была изъята с экспозиции) Мануил Шехтман с одним маленьким чемоданчиком» переезжает в Москву.
...Постепенно художественное творчество М. Шехтмана получило признание: его приняли в «члены МОССХ». Он продолжает творчески работать, рисуя архитектурные пейзажи, графические карандашные серии и занимаясь оформлением спектаклей в Государственном еврейском театре С. Михоелса — спектакль «Гершеле Острополер».
«О прошлых годах своей жизни он не вспоминал, об учебе или работе отец никому ничего не говорил. Да и его не спрашивали, чем меньше знаешь, тем лучше. Но о возвращении отец и не думал: после разгрома украинского авангарда сама мысль о работе в Киеве была теперь для него невыносимой», — писал Г. Островский. — «М. Шехтман, один из немногих, кто не предал память своего Учителя, не бросил вслед ему камнем».
1937 году в художественной среде Москвы тоже жилось несладко — искоренялись всяческие «измы», художников преследовали, арестовывали, высылали в северные или казахстанские края. Но в Украине к ярлыку «формализма в искусстве» присоединялось обвинение политическое — «украинский буржуазный национализм», под предлогом которого проводилось планомерное уничтожение украинской интеллигенции. В Москве же к обвинению в «еврейском буржуазном национализме» у имперско-большевицкого российского шовинизма руки как-то не дошли.
В 1938 году Мануил Шехтман получил задание создать серию пропагандистских полотен о жизни еще тогда существовавших в Крыму еврейских колхозов. Картины этой тематики сохранились и составляют интересную страницу истории первой половины ХХ века.
В последние довоенные годы художник работает над графической серией «Екзодус (Изгнание)», где гротескные композиции и деформированные фигуры людей навеяны предчувствием будущего катаклизма мировой войны. А также создает для Музея истории религии и атеизма большое широкоформатное полотно «Ночь св. Варфоломея». Долгие годы эта картина находилась в постоянной экспозиции музея, который размещался в Казанском соборе в Ленинграде. В годы перестройки, после передачи помещения РПЦ, картина, свернутая в рулон, оказалась в запасниках музея для проведения будущих реставрационных работ. Дальнейшая судьба ее не известна.
16 июня 1941 года Марк Шехтман приехал на каникулы в Москву. Встреча с отцом состоялась «под застекленным ангаром Киевского вокзала». Здесь и застала их весть о начале войны и бомбардировке Киева. Телеграмма «5 июля от мамы Дины», которая была эвакуирована в неизвестном направлении. 26 июля детский летний лагерь Дома творчества художников отправлен на Урал. Там и нашла Марка мама Дина после тифа в Куйбышевской больнице.
Вступив в августе 1941 года добровольцем (хотя и имел творческую «броню») в дивизию Московского народного ополчения, которое должно было защищать столицу от наступления немецких войск, Мануил Шехтман в составе отдельного саперного батальона «пропал без вести» под Москвой в районе г. Димитрова при неизвестных обстоятельствах в ноябре 1941 года.
Выяснить место и дату его гибели не удалось.
Вернувшись из эвакуации, Марк Шехтман закончил МВТУ им. Баумана и факультет технической эстетики Киевского университета. Почти тридцать лет жил и работал в Киеве. В 1980 году вместе с семьей переезжает в Израиль в город Беер-Шева. И здесь просыпаются творческие гены художника, заложенные отцом. Активно начинает заниматься живописью и графикой, проектирует декорации к спектаклям национального театра «Габима». Будучи членом союза художников и скульпторов Израиля, создал ряд персональных художественных выставок живописи и графики, украсил своими произведениями стены 40 школ. Автор воспоминаний о творчестве Эммануила Шехтмана, популяризатор творчества бойчукистов в Израиле, Марк Шехтман в свои 85 лет полон энергии и ведет активную творческую и литературную деятельность.
«На Святой земле почему-то у многих вдруг просыпается тяга к творчеству», — написал в одном из писем к автору статьи. — ...А в мемориальной роще под Иерусалимом растет дерево Мануила Шехтмана».
Фоторепродукции предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№150, (2014)Section
В конце «Дня»