«Моя цель — создать ДНК украинского народа»
Художник из Славянска Анатолий Назаров едва ли не единственный в мире создает мозаичные панно из дерева. Его картина «Святое таинство» — кандидат в Книгу рекордов Украины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111124/4215-24-3.jpg)
Деревянной мозаикой Анатолий Назаров занимается уже несколько лет. Его картины «пишутся» деревянными кубиками, площадь которых меньше одного сантиметра. Как говорит мастер, с такими маленькими деталями никто в мире не работает.
Первым увлечением Анатолия Назарова, которое привело его к технике маркетри, была старая австрийская и польская графика для вышивки. Вскоре он сам начал делать подобные вещи, а впоследствии, увлекшись еще и мозаикой, решил, что рисунки для вышивания можно использовать в других целях — как графики для мозаики из дерева. Только роль крестиков должны выполнять маленькие деревянные кубики. «Это как пиксели в фотоискусстве: чем они меньше и их больше, тем лучше», — объясняет художник.
Свое первое панно Анатолий Назаров сделал за три месяца. Это икона Христа, которая создана из нескольких видов дуба. Она наиболее естественна в коллекции работ Анатолия Петровича, ведь все цвета, использованные в картине, — натуральные.
«ПРИРОДНАЯ КРАСОТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЕЕ ПРОСТОТЕ»
На картину «Святое таинство», самую большую в коллекции Анатолия Петровича, понадобилось немного больше времени. Эта работа — кандидат в Книгу рекордов Украины. Она состоит из сорока тысяч деревянных кубиков и сочетает 20 пород деревьев и 30 оттенков цветов. Сама картина уже давно готова, теперь для нее готовится обрамление. Сегодня стоимость такой картины — более десяти тысяч евро.
«Я выработал свою систему того, как создавать мозаику лучше, аккуратнее, чтобы кубики были как можно меньшими и картина имела вид ювелирной работы. И если раньше у меня не было возможности создавать цветные картины, то на сегодняшний день я решил и этот вопрос. Синий, зеленый, оранжевый — это неестественные цвета для дерева. Если красить простым способом, краска со временем может облезть и изменить цвет. Я добился того, что мои материалы насквозь пропитаны краской. Это мой собственный секрет. Однако я бы хотел, чтобы он перешел моим ученикам».
Все, что делает Анатолий Петрович, он делает сам. Станки, которые формируют детали для мозаики, сделаны мастером собственноручно. На заказ делали только некоторые детали для инструментов, все другое мастер собрал сам. Он уверен, что вся сложность работы заключается в ее простоте. Чем проще является механизм, тем лучший и более точный можно получить результат.
«Я МЕЧТАЮ СДЕЛАТЬ ПАННО, КОТОРОЕ ПЕРЕДАВАЛО БЫ ДНК УКРАИНСКОГО НАРОДА»
Соседи и знакомые Анатолия Назарова говорят, что он любит дерево, и дерево отвечает ему взаимностью.
— У дерева уникальная особенность — оно умеет помнить. Все мои картины помнят местность, где были выращены деревья, из которых они сделаны, помнят каждого, кто подходил к ним. Наличие такого гена памяти возможно благодаря воде. Древесина — это единственный материал, который не теряет влагу до конца. В каждом дереве есть капелька воды, которая и хранит эту информацию. У меня особое отношение к воде, древесине, как и особое отношение к памяти, — говорит Анатолий НАЗАРОВ. — Раньше моей мечтой было создать панно «Тайная вечеря» по известной картине Леонардо да Винчи. Однако сегодня у меня есть другая мечта — создать панно, которое стало бы национальным символом страны. Для этого нужно объединить усилия историков, художников, разработать концепцию и рисунок. Кроме того, для этой картины нужно собрать древесину из всех 25 регионов Украины. На сегодняшний день, к сожалению, нет таких масштабных художественных проектов, которые объединяли бы исторический научный потенциал с изобразительным словом. Кроме того, эту картину я делал бы не из кубиков, а из шестигранников. Они имеют особое значение — именно так выглядит идеальная молекула воды, именно такую форму имеют соты. Я абсолютно уверен, что это именно эта форма, которую должен иметь украинский национальный символ. А в силу того, что панно будет сделано из древесины со всей Украины, оно будет помнить обо всей ее истории, обо всех ее людях. Это как некое художественное ДНК украинского народа. Но, чтобы воплотить этот замысел в жизнь, нужен меценат, который помог бы мне собрать древесину. Кроме того, нужно объединить многих людей. Однако я не теряю надежды, что мой проект таки удастся реализовать.
Выпуск газеты №:
№215, (2011)Section
В конце «Дня»