Перейти к основному содержанию

Необузданная Украина

Как пейзажные полотна Сергея Васильковского переросли в способ заявить о силе украинского духа и почему Петербургская академия художеств не присвоила ему звание академика
13 июня, 17:06
«ВО ДВОРЕ У ПОПА», 1915 г.

31 мая 2013 года в Национальном музее им. Андрея Шептицкого состоялось открытие выставки «Сергей Васильковский. Украинская судьба Дикого Поля» из собрания Харьковского художественного музея. Экспозиция работ Васильковского во Львове проходит в рамках проекта «Музей-гость». «День» рассказывал об этом проекте в материале Ольги Харченко «Художники объединили Львов и Харьков» от 4 июня 2013 года.

Сергей Васильковский — художник, который впервые на землях Российской империи сумел соединить пейзажный жанр с историей украинского народа. В огне Второй мировой войны погибло большинство его полотен. Свыше тысячи их сгорели в музеях Харькова и Полтавы. Часть исчезла без вести. Но лучшие — а их насчитывается до пяти сотен — уцелели. Крупнейшая коллекция произведений Сергея Васильковского, представленная во Львове, сохранилась именно в Харьковском художественном музее.

Художник родился в небольшом городке Изюме в семье уважаемого всеми писаря казацко-чумацкого рода Ивана Васильковского. Вскоре, в 1861 году, семья Васильковских перебралась в Харьков. Здесь и проявились художественные способности маленького Сергея — хорошо пел и играл на бандуре и сопилке, увлекся рисованием — ему хорошо удавались рисунки-иллюстрации к исполняемым песням.

На увлечение юноши обратили внимание национально сознательные интеллигенты. Его художественными способностями заинтересовался гимназический учитель рисования, соученик Тараса Шевченко по мастерской Карла Брюллова, бывший крепостной Дмитрий Безперчий. А его родственник, писатель Владимир Александров, разрешил юноше пользоваться своей библиотекой, в которой, несмотря на царские указы-запреты, занимали свое место «Тарас Бульба» и «Декамерон», «Энеида» и «Кобзарь».

Наслушавшись лирических маминых песен, начитавшись исторических книжек и пройдя азы рисования у Дмитрия Безперчего, молодого романтичный Васильковский воспринимал живопись как великую благодатную силу, способную сделать из человека — Человека.

Успешно окончив харьковскую гимназию, С. Васильковский в 1876 году поступает в Петербургскую академию художеств. Ему исполнялся двадцать второй год. Класс гипсовых голов прошел за полгода — и уже следующей осенью рисовал обнаженные фигуры натурщиков. А в мае 1879 года за этюд с натуры получил свою первую академическую награду — Малую серебряную медаль. Учиться было трудно. Не имея возможности оплатить приличное жилье, вместе с такими же студентами-«бедняками» — П. Мартыновичем, П. Сластеном, Я. Ционглинским, жили в «казенке» — холодном, кое-как приспособленном под жилье чердаке Академического здания. Подрабатывали случайными заработками — ретушированием дагерротипов и копированием модных тогда произведений «пейзажной романтики». Копируя произведения Айвазовского или Ахенбаха, молодой художник и сам заинтересовывается этим жанром живописи. И с января 1879 года начинает регулярно посещать «пейзажный класс» профессоров М. Клодта и В. Орловского.

С тех пор пейзаж становится любимым и ведущим жанром творчества художника. Васильковскому исполнялся третий десяток. Учебная программа выполнена полностью и успешно. Получено пять Малых и Больших серебряных медалей, немало премий и благодарностей. В каталоге Всероссийской академической художественной выставки 1885 года репродуцированы три работы художника — «Весна на Украине», «Каменная балка», «На околице». И все они — на фоне экспонируемых академично-классицистических ландшафтов — живописные картины украинской природы!..

Созданную в том же году картину «На Донце» Петербургская академия художеств отметила Большой золотой медалью, а самому С. Васильковскому «за отличные знания живописи», проявленные в ней, присвоила звание «классного художника первой степени» и предоставила право «панссионерского путешествия» по Европе на протяжении четырех лет для усовершенствования мастерства за счет Академии. Собственно, это полотно (к величайшему сожалению, потерянное и известное только из довоенных репродукций и искусствоведческих оценок того периода) окончательно определило Сергея Васильковского как умелого художника и сознательного украинского гражданина.

В конце апреля 1886 года художник отправляется в Париж. Побывал в Германии, Италии, Испании, Алжире, Англии, где старательно изучал мировое художественное классическое наследие в крупнейших и известнейших музеях Европы. Именно здесь, за рубежом, создал ряд полотен, которые высоко оценила художественная общественность Франции. После первого появления их на выставке в Парижском салоне С. Васильковский снискал признание и право выставлять там свои произведения вне конкурса. Такой возможности удостаивали немногих из иностранных художников.

Пробыв за рубежом два года, в апреле 1888-го мастер возвращается в Харьков. Он уже умеет творить красоту, знает, что она в правде, хоть горькой, но непременно человечной... После длительного пребывания за границей художнику до щемящей боли в сердце, до слез были милы идеализированные «біленькі хатки під соломою, садок вишневий коло хати, червоні ружі в палісаднику, верби над ставком, розквітлий соняшник в городі».

Внешне-поверхностная заинтересованность Украиной как «новой Италией», характерная многим художникам-академистам Российской империи, не была присуща Сергею Васильковскому. Он принадлежал к той небольшой части украинских деятелей искусства, которые, получив профессиональное образование в Северной Пальмире, осознали, что рожденные и воспитанные в Украине должны жить и творить для своей Отчизны.

С момента приезда в Украину произведения Васильковского все больше приобретают социальное направление и национальную определенность. Мастер ищет красоту не в барских усадьбах с расчерченными, словно под линейку, посыпанными желтым песочком дорожками между подстриженных экзотических подчеркнуто искусственных деревьев (которые любили рисовать воспитанники Академии, приезжая на вакации в Украину), а в мотивах с могучими пралесами или разлогими левадами. Его привлекают не дворцы смосковщенной шляхты — художник рисует хаты под соломенной крышей, крестьянские дворы, околицы провинциальных местечек, заселенные автохтонным населением края. Эти пейзажи С. Васильковский трактует не как среду для развлечения, а место жизни и быта простого люда.

Обращался художник и к историческому жанру, создав свою первую историческую картину «Бой запорожцев с татарами» еще во время учебы в Академии. Следующими полотнами на историческую тематику, трактованными сквозь призму пейзажного жанра, С. Васильковский зарекомендовал себя как художник, который, умело и тонко обходя царские запреты, глубоко чувствует и точно воспроизводит образы героико-романтического прошлого украинского народа.

Анализируя полотна С. Васильковского, представленные на Всероссийской выставке, журнал «Художественные новости» за 1889 год, писал: «Каждая из этих картин — это своеобразный шедевр» с «замечательным художественным утонченным письмом, изысканно-скромными красками, прекрасно передающими свет и воздух».

За произведения, созданные в период академического пансионерства, С. Васильковский должен был в 1890 году получить звание академика. Но не получил, поскольку не оправдал надежд «жрецов академического искусства», которые, преисполненные великодержавного шовинизма, считали, что от его полотен «веет мужицким, ба, даже гайдамацким духом». Возмущенный таким решением, художник в знак протеста в 1894 году навсегда порывает с Академией.

В 1900 году в Санкт-Петербурге в издательстве А. Маркса был издан большой альбом «Из украинской старины». Это ценный фолиант, где историк Дмитрий Яворницкий обстоятельно и интересно изложил историю Украины в ее самых главных вехах, а мастер Сергей Васильковский нарисовал акварелью «20 документальных по характеру портретов крестьян и горожан, кобзарей и запорожцев». Вместе с цветными портретами-типами на каждом листе помещены виртуозные рисунки пером (жанровые сцены) Н. Самокиша. Это издание стало своеобразным продолжением «Живописной Украины» Тараса Шевченко, имея целью распространение правдивых знаний об историческом прошлом Украины среди граждан Российской империи. Такое же благородное предназначение имели и изданные несколько позже «Мотивы украинских орнаментов ХVІІ—ХVІІІ в.», созданные С. Васильковским.

23 июля 1903 года сановное жюри вопреки «валуевским циркулярам» утвердило проект здания губернской земской управы в Полтаве (больше известного в литературе как дом Полтавского земства), созданного архитектором Василием Кричевским. С. Васильковский взялся за отделку интерьера новопостроенного сооружения. Художник решил создать три большие композиции (4 на 10 м), в которых предстала бы Украина в ее исторической судьбе. На одном из полотен изображен казак Голота, который в посреди степи побеждает татарина-людолова («Казак Голота»), на втором — посреди степи бескрайний украинский чумацкий шлях («Шлях на Ромодан»), на третьем — полтавское казачество и посполитые на вече выбирают полковника — «Выборы полковника Мартына Пушкаря». Картины были написаны на полотне, вставлены в ниши специального формата и окаймлены украинским народным орнаментом.

Хотя эти полотна (а они, к сожалению, не сохранились) более монументальны по замыслу, чем по структуре образотворення, несмотря на большие размеры, тяготеют к станковым произведениям, все же их автора можно считать зачинателем украинской монументальной живописи нач. ХХ в., хотя бы в той форме, на которую он был тогда способен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать