Особая биография
8 октября исполняется 125 лет со дня рождения украинского художника Сергея Колоса
Сергей Колос родился 8 октября 1888 года в семье служащего земельного банка в Петербурге. Среднее образование получил в морском кадетском корпусе, но на флот не пошeл. В 1910 году переезжает на Галицкую Украину, где поступил на философский факультет Львовского университета. Под воздействием И. Франко, с которым был лично знаком, увлекался культурой и бытом Гуцульщины, отправился в путешествие по Карпатам, чтобы собирать фольклор и зарисовывать уникальные костюмы местных жителей. Это и повлияло на решение стать художником.
Сергей Колос выбирается в Европу и начинает учeбу в Институте изящных искусств в Неаполе, позже — на протяжении 1912 — 1914 годов учится живописи и рисунок в Академии искусств в Мюнхене. Получив хорошее художественное образование в мастерской профессора Антона Ашбе, где в своe время учились экспериментаторы авангардного занятия живописью В.Кандинский и К. Петров-Водкин, в 1914 году Колос возвращается в Украину.
Во время Первой мировой войны его навыки как художника немного забылись. Позже начал заниматься политической и государственнической деятельностью — в 1917 году Сергея Колоса избирают членом президиума Украинского Национального Конгресса, а, следовательно членом Центральной Рады.
В 1918 году, тридцатилетний, он опять становится студентом — теперь Украинской академии искусства. Сначала в мастерской В.Кричевского, а впоследствии — у М. Бойчука. Принимает участие в коллективном создании фресок для казарм Луцкого полка, оформлении здания Киевской оперы к Первому съезду Советов, иллюстрирует книгу «Український народний танець» в издательстве «Час». К этому периоду относятся станковые произведения художника — «Девушка, рассчeсывающая косу», «Портрет Ивана Падалки», «Художник».
По окончании учeбы Сергей Колос преподаeт рисунок, живопись и композицию на подготовительных курсах при Академии. Как вспоминает сестра художника Константина Пискорского — Елизавета, которая училась на этих курсах: «Тогда я впервые столкнулась с «бойчукизмом», в духе которого преподавал С.Колос». Он работает также в киевских текстильных мастерских. В 1925 г. С.Колос, став членом АРМУ, возглавил текстильное отделение живописного факультета КХИ, выезжал в командировку в Ташкент с «научной целью для изучения художественно-текстильной промышленности».
В 1929 году художник получил звание профессора, а среди творческих наработок уже значились такие работы: ковры «Птица и собачка», «Ой летіла зозуленька» (1923). Новаторско-экспериментальные поиски С.Колоса, представлявшие собой образцы гармоничного сочетания цветов, орнаментально-плоскостной трактовки растительных, животных и архитектурных мотивов, заложили первые побеги развития тематического ковра 1920—1930-х годов.
В 1936—1941 году Сергей Колос — доцент Ленинградского текстильного института, как признанный специалист по проблемам художественного текстиля выступает с лекциями в Академии искусств СССР. И, в то же время, — живет «под пристальным взглядом» органов НКВД.
Пережив Вторую мировую войну на Урале, С. Колос в Киеве в 1946 году встречается с семьeй, которая чудом выжила в блокадном Ленинграде. Работая старшим научным сотрудником Института искусствоведения, фольклора и этнографии, художественным руководителем Киевского училища прикладного искусства, художник-исследователь много писал о монументальном искусстве, о ковровом деле, о народных промыслах, о национальной одежде, о художественном текстиле. В лекциях перед студентами, многочисленных искусствоведческих статьях (опубликованных в альбомах, научных сборниках и специальных журналах, а также рукописных, которые бережно сохраняются в архиве семьи художника) он отстаивал традиции национального искусства, «боролся против его упрощения и вульгаризации».
Во времена «хрущевской оттепели», когда в 1962 году в Киеве был организован Клуб творческой молодeжи «Пролісок», председателем которого избрали Леся Танюка, 22 июня того же года основана секция изобразительного искусства, в которую вошли В. Зарецкий, А. Горская, Г. Севрук, Л. Панченко, В. Кушнир, В. Задорожный, Г. Зубченко и другие. Одним из программных положений секции стало возрождение прерванных традиций украинского искусства 1920—1930-х годов, в частности творчества репрессированных бойчукистов. Среди постоянных лекторов Клуба, отчаянно боровшихся за реабилитацию бойчукистов, были И. Врона и С. Колос. Но вскоре — «на ледяном перевале от «хрущeвской оттепели» к «брежневскому застою» — Клуб испытал официальные притеснения. В 1963 году был запрещeн спектакль «Так загинув Гуска» М. Кулиша во львовском театре им. М. Заньковецкой творческого тандема Л. Танюк — А. Горская; разбит молотками Шевченковский витраж в вестибюле киевского университета, созданный А. Горской, О. Заливахой, Л. Семикиной, Г. Севрук и Г. Зубченко (1964 г.), многих из них исключили из творческих союзов. Среди тех, кто попал в опалу, был и семидесятипятилетний Сергей Колос — он был отстранeн от педагогической, публицистической и лекторской деятельности.
Оставалось творчество и узкий круг друзей. Художник и в дальнейшем поддерживал контакты с уцелевшими единомышленниками в Киеве — О. Бизюковым, В. Нагаем, И. Вроной, П. Костирко; переписывался из О. Павленко, А. Ивановой, О. Кравченко. В письме к О. Кравченко в апреле 1969 года С. Колос с грустью писал: «...Уже открылась наша монументальная выставка.... Из экспонатов 20-х годов выбрасывали вещи, которые хотели. Из музея тоже мало что взяли, мол, это не картоны для монументальной живописи. О Михайле (Бойчуке) вспоминать не полагается. Даже увеличенных до одного метра фото росписей Луцких казарм и оформления Оперного театра к I съезду Советов не указано, что это делала бригада под руководством Михаила (Бойчука). Каким-то чудом в экспозицию попал мой ковeр «Карл Маркс» (1926) и «Дружба народов» (1967)».
Больно было смотреть на человеческую подлость, на возобновление репрессий против украинства — и в следующем году — 20 декабря 1969 года сердце Сергея Колоса не выдержало. И художника не стало!
Остались произведения и память о человеке, который на протяжении жизни был верен юношеским идеалам создания нового национального искусства в Украине.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№179, (2013)Section
В конце «Дня»