Перейти к основному содержанию

«Петриковка будет всегда модерным искусством»

Необычными орнаментами имеют возможность наслаждаться в Острожской академии и... Франции. А также планируется выставка петриковской росписи при ЮНЕСКО
02 марта, 12:04

В последние годы в Украине все больше растет интерес к народному прикладному искусству, которое осовременивается и приобретает качественно новые формы и значения. Это касается и знаменитой петриковской росписи, берущей свое начало с древнего настенного рисования и внешней отделки домашнего интерьера, распространенного на Днепропетровщине, Подолье, Буковине. Уже в XVII веке необычный петриковский орнамент был распространен по всей территории Украины. Каждый регион придал ему индивидуальную этническую окраску, привнеся собственные штрихи в роспись традиционную.

Разумеется, колыбелью росписи было село Петриковка, которое до сих пор хранит и развивает лучшие традиции этого вида народного искусства. Именно Петриковка стала центром изготовления «мальовок» — рисунков на тонкой бумаге, которые выполняются анилиновыми красками — «манійками». Такой вид петриковской росписи поражает яркостью красок, чистотой ажурных композиций и необычным отображением природы.

В Петриковке вместе с воссозданием традиционных народных орнаментов и росписей постепенно утвердилось аутентичное искусство. Теперь в селе действует Центр народного искусства. Здесь работает свыше 30 мастеров, лучшие работы которых в настоящее время экспонируются в художественной галерее Острожской академии. Выставка открыта по инициативе Ассоциации «Украина — Франция», с которой постоянно сотрудничает международный отдел университета.

Куратор выставки, вице-президент этой Ассоциации Павел Ротар, считает, что народное искусство и, в частности, петриковская роспись — это то, чем украинцы могут заявить о себе на мировом уровне: «Петриковка будет всегда оставаться модерным видом искусства, потому что она вписывается в любую эпоху. Конечно, время вносит свои коррективы — изменяются орнаменты, совершенствуются технические средства для росписи, но неизменным остается идейное наполнение петриковки. Украинцы могли бы значительно лучше развивать петриковские традиции, используя их не только в занятии живописью, но и в полиграфии, фарфоро-фаянсовой и текстильной промышленностях».

Мастера Центра народного искусства — Ирина Кибец и Лина Скляр, — чьи роботы вошли в общую экспозицию, провели для студентов мастер-класс по технике петриковской росписи, чем засвидетельствовали легкость и возможность использования в росписи подручных материалов, сочетания в рисунке как устоявшихся схем, так и собственной фантазии.

В настоящее время работами петриковских мастеров имеют возможность наслаждаться не только в Острожской академии. Такие выставки систематически организовываются в региональных музеях и галереях Украины. А с октября 2011 года выставка петриковской росписи действует в культурном центре Посольства Украины во Франции, где экспонируются работы Галины Назаренко и которую увидели сотни посетителей, ведь подобная экспозиция во Франции была приблизительно 25 лет тому назад. Организаторы выставки уверены, что теперь французы увидят Украину по-новому, ведь в их культуре нет похожего примера современного искусства с древним корнем.

Теперь Петр Ротар собирает как можно больше работ для выставки петриковской росписи в ЮНЕСКО. По его словам, такой проект мог бы дать этому искусству статус «рукотворного достояния мировой культуры», что стало бы серьезным шагом в популяризации и развитии петриковских орнаментов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать