Пейзаж — как отображение единства страны
В Доме художника — выставка «Триеннале графики-2015»Национальный союз художников Украины традиционно представляет масштабную выставку лучших графических произведений: в этом году экспозицию Триеннале составляет около 200 работ, созданных 130 художниками из различных регионов всей страны.
Напомним, что первая подобная выставка состоялась в 1997 году, и, как утверждают организаторы данных мероприятий, за последние годы уровень профессионализма заметно вырос: нынешняя седьмая Триеннале стала убедительным показателем силы и живучести искусства графики, а также его высокой востребованности у зрителей. «Мы старались показать весь спектр направлений, жанров и личных предпочтений современных украинских художников-графиков, — утверждают организаторы, — акцент при этом делается на оригинальности творческого подхода и профессионализме».
На открытии Триеннале жюри объявило победителей. Первую премию присудили Юрию Рубашову (Киев), вторую — Андрею Левицкому (Киев) за серию «Дерева світу. Terra», третью — Александру Дубовику (Киев) за серию «Триумфатор». Дипломами лауреатов отмечены Алексей Желтоногов («Карпати»), Анна Миронова (рисунки из серии «Засуха»), Ксения Корокнай (полиптих «Последний бокор был на Чорной Речке»), Надежда Онищенко (линогравюра «Лес»), а также Вячеслав Снисаренко за офорты «Ангел-хранитель» и «Бычки», Владимир Харакоз из Мариуполя за диптих «Без названия».
Все работы, показанные в выставочных залах НСХУ — художественно убедительное доказательство того, что искусство графики в Украине переживает свой расцвет. Естественно, что в нынешнее время особенно обращают на себя внимание произведения на национальную тематику, приведу в пример диптих «Украинские свадебные портреты», созданный Александром Ковалем в технике офорта. Заслуживают внимания и произведения, затрагивающие нравственные критерии: сегодня очень актуально воспринимается офорт «Суд, Милость и Правда» Владимира Козуба.
В целом, очень радует разнообразие нынешней Триеннале — действительно, для зрительских симпатий и для оценок профессионалов-критиков есть огромный выбор. Приятно, что можно увидеть столь разные грани мастерства наших художников, есть оригинальные и смелые работы, выполненные в смешанной авторской технике: иной раз загадочные, с богатым метафорическим подтекстом, иной раз — лаконичные и строгие, встречаются невероятно сложные по кропотливому исполнению (в традиционных техниках) или же совсем простые, нарисованные карандашами и фломастерами. Важно, что все это разнообразие позиционирует украинскую графику как полнокровную область изобразительного искусства и, по сути, акцентирует внимание на том, что наши художники заслуженно получают первые места и престижные призы на многих зарубежных конкурсах.
Призеры выставки заслуживают нашего особенного внимания, однако для того, чтобы оценить весомость награды, нужно хорошо ориентироваться в творческом наследии этих художников, воспринимая произведения в контексте каждого автора. Пейзаж Юрия Рубашова, получившего первую премию, актуален как обращение к украинской глубинке — и независимо от того, какая именно область Украины здесь отображена, для нас сегодня она ассоциируется с единством и неделимостью всей страны. Андрей Левицкий, получивший вторую премию за «Деревья Мира. Terra», расширяет границы зрительского видения, включая в них весь мир — разнообразный, фантастический и яркий: в таком мире интересно путешествовать, исследовать и познавать. Александр Дубовик, награжденный третьей премией за серию «Триумфатор», выводит зрителей вообще в бескрайнее пространство, в свой космос, демиургически утверждая хрупкое равновесие между хаосом и гармонией, случайностью и законом — это истинно «орлиные взлеты», по меткому определению искусствоведа Жана Клода Маркаде.
Вообще многие работы представляют интерес как раз благодаря тому, что открывают нам особое видение вполне традиционных мотивов: как остаться равнодушным к античным «Братьям» Петра Антипа? Это белое пространство с едва намеченными контурами рисунка абсолютно противоположно всеобщим ожиданиям к четким графическим критериям, и все же работа Антипа запоминается как одно из самых интригующих произведений Триеннале. Ирина Годунова подарила зрителям неожиданную и радостную встречу со всем богатством возможностей цветовой выразительности, ее «Вечер» и «Старые яблони» уводят нас в эмоциональное и чувственное, истинно женское измерение.
Разумеется, на Триеннале представлены и произведения художников-иллюстраторов. Бесспорное украшение выставки — «Вдохновение» Владимира Штанко в технике линогравюры, асфальт. Крылатый образ художника с кистями перед мольбертом выполнен очень изящно: должно быть, это своеобразный синтез поисков и откровений всех известных и одаренных мастеров. Обращаясь к теме капризной и избирательной в своих предпочтениях творческой музы, стоит упомянуть также молодых участников: разносторонне одаренную Татьяну Очередько с оптимистичной «Радугой из фасадов» и «Пугливыми голубями» в технике офорта, а также строгую и аскетично сдержанную линогравюру «Посвящение Малевичу» художника и реставратора Тараса Малышко.
Выставка открыта до 5 июля, вход свободный для всех любителей искусства, время работы залов Дома художника — с 12.00 до 19.00, вторник — выходной.
Фотоиллюстрации предоставлены художниками
Выпуск газеты №:
№111, (2015)Section
В конце «Дня»