Перейти к основному содержанию

Ренессанс в украинской иконописи

Вместо мрачного византийского аскетизма острожские мастера XVIII века придали иконам европейской жизнерадостности
02 декабря, 19:23

В Киевском музее украинского изобразительного искусства, Острожском и Ровенском краеведческих музеях среди всего многообразия шедевров художественной коллекции можно увидеть «жизнерадостные», яркие по колористике иконы. Изображенные на них добрые, улыбающиеся лица святых — уникальный прецедент иконописной традиции XVIII века. Сегодня известно около сорока таких икон. Находят их в основном на территории между Острогом, Бродами и Кременцем, а открыл эту иконописную традицию в Украине искусствовед Павел Жолтовский. Он дал ей название Острожской иконописной школы, поскольку все иконы были написаны в Остроге, да еще и рукой или же под руководством одного мастера, имя которого до сих пор остается загадкой.

— В Остроге в XVIII веке работает мощная иконописная мастерская с ярко выраженными своеобразными чертами, которые отличают ее от любой другой школы, — рассказывает кандидат искусствоведческих наук Ярослава БОНДАРЧУК. — Написанные здесь иконы выделялись психоэмоциональной характеристикой персонажей. Такие улыбающиеся, жизнерадостные и доброжелательные лица святых раннее не были свойственны украинской иконописной традиции — согласно византийской иконографии, которая была общепринятой еще со времен Киевской Руси, святые изображались в исключительно аскетическом свете.

Образцы Острожской иконописной школы можно узнать по округлым, румяным лицам, ярким, выразительным чертам лица, тонкой верхней и полной нижней губам. Почти у всех икон одинаковый фон — посеребренный, с выгравированными листками аканта — это растение олицетворяло твердость и нерушимость веры. А в более поздних работах украшались серебром и одеяния святых.

Острожская иконописная мастерская функционировала, по меньшей мере, на протяжении первой половины XVIII века. Ее работы символизируют приход в Украину европейской ренессансной традиции, проявившей себя и в иконописи. В то же время Острожская школа иконописи не могла возникнуть на пустом месте.

В Остроге при Василии-Константине Острожском в конце XVI века существовала иконописная мастерская, которая была второй по значению после Львова в тогдашней Украине. Как указано в Реестре острожских ремесленников 1576 года, в мастерской работали шесть иконописцев. До сегодняшнего дня сохранилось немало икон, созданных их руками. Большинство находится в экспозиции художественного отдела Острожского государственного историко-культурного заповедника. Самой большой святыней этого периода является родовая икона князей Острожских, которая в настоящее время находится в Межирицком Святотроицком монастыре.

Функционирование рядом Острожской греко-славяно-латинской академии, которую связывают с украинским культурным возрождением XVI века, обеспечивало «включенность» Острога в европейский культурный контекст того периода. И хотя тогда в иконописи еще доминируют византийские влияния, защищавшие икону от проникновения элементов светской жизни, острожские иконы данного периода выделяются яркими цветами. Острожская иконописная школа унаследовала их именно в XVI веке.

Кстати, острожским иконам как XVI, так и XVIІІ веков, также присуще введение в сюжет светских элементов, что также было непривычным явлением в тогдашней иконописной традиции. Так, можно увидеть на иконах памятники архитектуры. А на иконе «Покрова» 1738 года, вероятно, изображены члены общины села Могиляны, на средства которых был написан этот образ. «То, что икона становится приближенной к жизни, предметом восхищения, а не только моления, является свидетельством того, что в Украине распространяется ренессансная культура, — утверждает Ярослава Бондарчук. — Таким образом, острожские иконописные традиции, основанные во времена Академии, перекочевали через XVIІ век и в полной степени проявились в Острожской школе иконописи».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать