«Сильветы» Станислава Радзиковского
Или Как Ирена Сольская стала музой для художников Молодой Польши
На переломе ХІХ — ХХ веков почти все края Австрийской империи охватил вихрь увлечения новым стилем — «сецесионом», который втянул в орбиту своего влияния архитектуру и изобразительное искусство. Однако наибольшая его фантазийность и оригинальность проявилась в декоративно-прикладном искусстве мебельном деле, изделиях из металла и фарфора, тканях и моделировании костюма. Особое внимание художникам, работавшим в этом стиле,была посвящена прекрасному полу — женщинам. Сецессия получила выразительно феминистическую окраску.
В европейской моде этого времени устоявшийся тип женской красоты — пышные формы солнцеволосой ренуаровской красавицы уступают место хрупкой девушке сецессиона — которая, однако, имеет два варианта — женщина-тростинка и женщина-вампир. Звезда Фоле Бержер — кокетливая красавица Отеро бросает вызов моде на полноту, напоминая своим силуэтом длинную танцующую линию. А Анна Пулер — известная артистка театра «Ла Скала» хвасталась, что воротник мужской рубашки 43-го размера может быть ремешком-поясом для ее платьев. «Женщина должна быть худенькой, подтянутой и плоской», — подытоживает журнал Le Chik Parisien.
Я. МАЛЬЧЕВСКИЙ. ПОРТРЕТ ИРЕНЫ СОЛЬСКОЙ, 1901 г.
Львов 1900 года пытался не отставать от Вены, Праги или Варшавы, охваченных новой модой жен европейских богатеев-промышленников и банкиров. Тогдашняя газетная хроника с сарказмом, удивлением или пафосом отмечала завоевание сецессией многих сфер львовского быта: «...От дамского наряда, шляп и галстуков до мебели и почтовых открыток — везде, на выставках и в магазинах, встречаемся в обычной жизни с сецесийной модой...»
Свыше ста лет назад во Львове на улице Левелеля, 2, поселилась молодая актриса, жена промышленника Людвика Сольского — Ирена Сольская (1877 — 1958).
На сцене Львовского театра талантливая актриса с большим успехом играла ведущие роли в спектаклях Габриели Запольской и Станислава Виспяньского.
С. РАДЗИКОВСКИЙ. ИЗ СЕРИИ «СИЛЬВЕТЫ ИРЕНЫ СОЛЬСКОЙ», 1910—1911 гг.
В то же время Сольская стремилась диктовать во Львове новую венскую моду — ее фантазийные платья, шляпки капризных очертаний и бижутерия «арт-нуво» лучших европейских ювелиров были настоящими произведениями искусства. То, как она одевалась, что говорила, как вела себя, становилось предметом для обсуждения и светских сплетен. В ее квартире, обставленной новомодной мебелью, разрисованными цветочными орнаментальными мотивами ирисов, маков и каштанов, в окружении опалово-солнечных ваз, собирался литературно-художественный бомонд Львова (кстати, как и в салоне Габриели Запольской).
Ирена Сольская не была красивой, черты ее лица, обрамленные кудрями рыжих волос, были далекими от совершенства, однако именно в эту женщину влюблялись до умопомрачения, именно ее называли «фатальной женщиной».
Игнаци Виткевич и Ежи Жулавски, которые были близкими друзьями актрисы, увековечили ее фигуру в польской литературе. Виткевич — в автобиографической повести «622 падения Бунга, или Демоническая женщина», а Жулавски в двухтомном романе Laus feminae. А художник Яцек Мальчевски в 1901 году создал два лирически-романтических портрета молодой Ирены Сольской.
С. РАДЗИКОВСКИЙ. ИЗ СЕРИИ «СИЛЬВЕТЫ ИРЕНЫ СОЛЬСКОЙ», 1910—1911 гг.
В память об Ирене Сольской львовского периода осталась и уникальная серия почтовых открыток — свидетельство истории безумной любви Станислава Елиаша Радзиковского к известной драматической (и на сцене, и в жизни) актрисе.
Врач по образованию, ассистент на медицинском факультете Львовского университета, и, в то же время, художник-любитель, Станислав Радзиковски (1868 — 1935) происходил из семьи, связанной с искусством. В свободное время был рьяным театралом, не пропускал ни одной премьеры во Львовском театре. В начале 1901 года он впервые увидел на сцене Ирену Сольскую — и с того дня уже не представлял своей жизни без этой женщины. Ни скандальные сплетни, ни карьерные проблемы, вызванные этим романом, уже не интересовали его...
Влюбленный до неистовства, через десять лет Станислав Елиаш Радзиковски издал цикл рисунков на почтовых открытках, героиней которых была актриса — рыжеволосая, часто с полуприкрытым стройным телом, женщина, которая сводила с ума мужчин.
С. РАДЗИКОВСКИЙ. «ПОРТРЕТ ИРЕНЫ СОЛЬСКОЙ С ПАВЛИНОМ», 1929 г.
Задумка сюжета на всех работах фантазийно экзотична, а стиль изображения выразительно сецессионный — странные лианы, таинственные озера, качели в тропической пустыне, райские фрукты и птицы, античная одежда, линеарный причудливый орнамент.
Серия почтовых открыток Станислава Радзковского была издана в 1911 году Издательством художественных почтовых открыток в Величке (под Краковом) Яна Чернецкого, а напечатана в типографии Вацлава Анчица в Кракове и объединенная общим названием, которое содержится на реверсе карточки, — «Сильветы» («Силуэты»). Однако каждая из работ имеет свое название и порядковый номер. На сегодня известны 43 почтовых открытки с «сильветамы», на которых воплощен образ Ирены Сольской. Нет лучшего примера в целом почтово-открыточном мире, чем то, что открытка является посланцем чувств и не только благодаря написанному на них содержанию. Серия «Сильветы» со своей собственной стилистикой, переносит силу чувств через время. Эмоции, которые возникают при просмотре этих открыток очень часто переносят нас в мир давно забытых чувств, вечной истории любви.
К величайшему сожалению я смог посмотреть лишь 9 почтовых открыток из серии «Сильвет», которые любезно представил колекционер-филокартист п. Кшиштоф Юзефацки из Люблина.
Станислав Радзиковски выработал свой собственный сецессионный графический стиль, который легко узнавался в работах на почтовых открытках и отличался силой и четкостью линии, а в качестве средства художественного выражения — динамикой и ритмом черных и белых пятен. Черный цвет должен был быть очень насыщенным, бархатного оттенка, который контрастировал с белым, желтовато-бежевым фоном почтовой открытки. Красный, оранжевый, серый использовались в качестве дополнительного цвета и технически выполнялись подрисовкой вручную.
Театр, в котором играла Ирена Сольская, для Радзиковского был источником вдохновения, который давал ему идеи для символического языка жестов и фантастических сюжетов.
Женские образы, созданные Радзиковским, притягивают своей драматичностью и таинственностью одновременно. Все его женские фигуры представлены строго в профиль, а роскошные волосы в «сильветах» становятся необходимым элементом орнаментального замысла.
А что же Ирена Сольская? Со временем роман со Станиславом Радзиковским начал обременять ее свободолюбивую натуру. Осенью 1908 года она знакомится с младшим, чем она Станиславом Игнацием Виткевичем и завязывает с ним бурный роман, отображение которого мы находим в нескольких пастельных портретах художника.
На протяжении последующих лет Ирена Сольская — актриса, режиссер, директор театра, была своеобразной музой художников Молодой Польши и межвоенного двадцатилетия. Ее часто называли «egeria polskich modernistow». Образ актрисы того времени — бывшей «демонической женщины львовской сецессии» в рисунке-шарже оставил для потомков художник Казимир Сихульски. А Станислав Радзиковски до конца жизни берег в своем сердце образ «любимой Иренки», рисуя по памяти фантазийные вариации ее образа — «Портрет Ирены Сольской с павлином» (1929г).
Выпуск газеты №:
№159, (2013)Section
В конце «Дня»