Тайны залесочевских церквей
Сохранен уникальный образец волынского барокко
Большинству известен Свято-Стретенский храм, потому что расположен он как раз над дорогой, ведущей к древней Олике, а его предместьем и является Залесочье. Храм является памятником архитектуры национального значения, его возвели в 1784 году не только как культовое сооружение, но и как сооружение оборонного значения. Поэтому стены в нем имеют толщину от полутора до четырех метров! Рядом проходили валы, которыми Олика отгораживалась от неприятелей, рядом стоят неплохо сохранившиеся Луцкие врата, в которые въезжали, чтобы попасть в Олику. Даже под самой церковью есть подземные ходы, которые, по преданию, вели не только к средневековому оликскому костелу или княжескому замку, но и к окраинам городка.
Нынешний настоятель Свято-Стретенского храма отец Павел Шматюк говорит, что сам в подвале церкви видел подземный ход, по которому немного и продвинулся вперед, но дальше он был засыпан. А его предшественник протоиерей Дамиан Фисков, который в этом приходе прослужил более 50 лет, рассказывал о другом ходе, который, чтобы не было искушения кладоискателям, перекрыли бетонной плитой.
Храм является уникальным образцом волынского барокко, своим появлением благодарен знаменитой княжеской семье Радзивиллов, в нем сохранились совершенная деревянная резьба на киотах, иконостас — ровесник храма, где два ангела изображены так, как будто руками поддерживают икону «Благовещения». Свою историю имеет храмная икона святителя и чудотворца Николая. Когда во время пожара, который случился то ли в год сооружения храма, то ли в следующий (точно неизвестно), упал купол, он однозначно должен был повредить и этот святой образ. Но чудом икона, без всякого повреждения, оказалась в арочке сбоку, в том месте, в котором находится до сих пор и является одной из наиболее уважаемых среди прихожан. Перед ней, говорит отец Павел, больше всего молятся, перед ней чаще всего ставят свечи, люди чувствуют благодать и помощь святителя Николая, и эта вера передается из поколения в поколение залесочевскими семьями.
ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG
В старинном шкафу в церкви нынешний священник, когда пришел в парафию, отыскал много интересных материалов по истории храма, Залесочьего и Олики. В частности — рукописную книгу отца Николая Червинского, который служил здесь в конце ХІХ века, описание церковного имущества 1937 года. И именно в последнем есть детальные сведения о другой залесочевской церкви, Крестовоздвиженской. Эта деревянная церквушка сейчас оказалась в отдаленном уголке насыщенного могилами местного кладбища, среди древних покосившихся крестов, очень высоких деревьев, которые многое видели на своем веку. Наверное, здесь даже немного жутко находиться, среди этого вечного покоя и вечной тишины.
Уроженец Залесочьего, физик по специальности и исследователь родного края Виктор Жовтянский, который опубликовал уже не одно исследование, говорит, что похоронены здесь, около этой церкви, священники, которые в ней служили, в частности Иоанн Лисицкий. По канонам, под ее алтарем должен был бы найти покой и основатель храма, униатский священник Федор Занозовский. Известно, что он завещал на строительство храма 5 тысяч золотых. Над дверьми церкви до сих пор хорошо видны выжженные цифры, дата сооружения: 1820 год. Всегда, когда бывала возле этой церквушки (ведь в Залесочьем живет семья моего мужа), каждый раз чувствовалось дыхание веков: это ведь французы в 1812 году через болота пробирались в Москву, а на Волыни, в маленьком селе, такой храм воздвигли!
После этого, конечно, его освятили как православный, еще в 60-х годах прошлого века здесь хранилась некоторая церковная утварь, были иконы. Первоначально он имел трехъярусный иконостас, иконы здесь были написаны на полотне. На полотне был написан и храмный образ Воздвижения Честного и Животворного креста Господнего. Были и иконы, о которых мне лично рассказывала покойная ныне залесочевская матушка Светлана, жена отца Демьяна. Когда наступили богоненависные времена, храм уже давно не действовал, но внутри практически был сохранен. «Ключ был у моего батюшки, но когда приходил утром в церковь, навестить ее, возвращался и говорил: «Еще одной иконы нет!» За ночь они оттуда исчезали, кто-то церковь открывал и забрал их. А были там и образы, написанные на досках. Часть отец Демьян перенес в колокольню около Стретенского храма, но и оттуда они куда-то исчезли», — вспоминала матушка. Тот «кто-то», кто имел ключи от храма, конечно, не был путником, заезжим, скорее, это были представители «органов», которые могли не бояться такое творить, и одновременно понимали ценность похищенного. Отец Демьян с матушкой своей прожил скромную жизнь, не приобрел добротный дом, только о храме заботился...
Церквушка на залесочевском кладбище, которое было заложено в 1803 году (вышел царский указ о перенесении кладбищ за пределы населенных пунктов, чтобы не было распространения эпидемий, потому что хоронили и после чумы, и после других инфекционных болезней), имела еще одну тайну. Где-то до 90-х годов прошлого века посреди пустого полуразрушенного храма стоял... гроб. Кто потом в него лег, куда он исчез, не знает даже Виктор Жовтянский. Но знает он историю его появления. Его здесь поставила мать одного из повстанцев, воина УПА. Поставила, чтобы молился над ним священник за душу ее сына, чтобы сами намоленные стены старого храма способствовали покою его души. Так как похоронила его ночью, без священника и без гроба... Сын (а семья проживала в селе Горяновка, которое соседствует с селом Залесочье), погиб в бою с энкаведистами. Тела погибших — для устрашения — выставили в селе. Мать ночью тело похитила, в землю закопала в чем был, нельзя было и могилу обозначить, а тем более — поставить крест. И уже только в 90-е годы, когда люди перестали бояться преследований за участие в УПА, на месте захоронения этого юноши родные таки установили крест.
Настоятель Стретенского храма отец Павел Шматюк говорит, что удалось ему узнать следующее: в Залесочьем было не два, а даже три храма. Тот, что на кладбище, Стретенский, действовавший при всех властях, и еще была церквушка, которая стояла на холме, по дороге из села Залесочье в Дидычи. О ней вообще ничего, кроме ее существования, неизвестно. Такая здесь земля, наполненная историей и тайнами...
Выпуск газеты №:
№66-67, (2017)Section
В конце «Дня»