«У край»
Художник Сергей ЯРОЦКИЙ: Художников «-измы» преследуют настойчивее, чем других людей
Вчера во львовском Дворце искусств состоялось открытие выставки «У край», которая объединила полотна четырех современных украинских художников. Они разные по возрасту, работают в разных стилях и используют разные художественные техники, однако сгруппированы по иному, более глубокому принципу. О каком принципе идет речь — мы говорим с Сергеем ЯРОЦКИМ, художником и куратором выставки.
— Пан Сергей, в названии «У край» можно прочитать очень много смыслов...
— Мне бы как раз и хотелось, чтобы их, эти смыслы, искали как можно больше. Слишком много смыслов не бывает. В этом названии — и «край» как «межа», и «край» как «країна», и «вкрай» как «достаточно»... Можно по-разному прочитать это название, и каждая интерпретация будет мотивированной.
— Кто эти четыре художника, которые участвуют в выставке? По какому принципу они объединились?
— Это Виктория Ковальчук (Львов), Роман Гургула (Галич), Богдан Бринский (Ивано-Франковск) и я. Наше объединение образовалось само собой. А вот насчет принципа... Мы порой чувствуем себя как будто на грани пульсирующего живого и затвердевшего мертвого. В то же время сфера идеального почти никогда не покидает нас, мы живем со стремлением к идеальному. Но идеалы выветриваются. Знаете, предел есть всему, однако при этом нет большей неоднозначности, чем это понятие. «У край», к пределам идеального и отсутствию идеального. «У край» — к границе поэзии с философией. «У край» — к границе исторического и сверхисторического.
Я стремлюсь донести до людей свое виденье апофатизма сегодняшнего мира. В христианстве, как известно, существует историческая традиция апофатизма, то есть «описаний» Бога как Абсолюта путем последовательного отбрасывания («отрицания») всех определений, которые ему приписываются, как несоизмеримых с Его природой. Яркими представителями апофатического богословия в христианстве является Дионисий Ареопагит и Григорий Нисский. Это к слову. Почему апофатизм? На мой взгляд, правильное осознание этого явления помогло бы нам жить сегодня. Истинный апофатизм против апофатизма. Знаете, как говорила Лина Костенко: когда мы уже научимся говорить с приставкой «НЕ»?
— Вы художник, но также и куратор. Не возникает ли трудностей с сочетанием этих двух ипостасей?
— Я никогда бы не подумал, что мне придется выступать в роли куратора. Хотя это приходило ко мне уже достаточно давно. Когда я начал расписывать церковь, понял: мне нужны помощники. Процесс росписи церкви Святых Петра и Павла, что в селе Давыдив около Львова, кстати, продолжается уже более четырех лет и до сих пор не завершен. Так же и с выставками. Сегодня гораздо интереснее, а также проще в финансовом смысле организовывать что-либо, как говорят у нас, «докупи», то есть вместе. Если люди объединены одной идеей работать, тогда работается намного легче и проще. Основное — чтобы мысли сходились.
— А какая мысль является общей для художников в этом проекте?
— Таких, по-моему, достаточно много. Знаете, я думаю, что глобально люди разделяются на две группы, имеющие очень разный менталитет: те, которые любят, чтобы им показывали дорогу, чтобы их вели, а также те, кто стремится все находить самостоятельно, кто ищет свои собственные пути. Думаю, мы относимся к этой группе.
— Значит ли это, что вы против всевозможных «-измов», часто преследующих каждого из нас?
— Наверное, да. Потому что художников эти «-измы» преследуют упорнее, чем других людей. Не успеешь оглянуться, как ты уже увяз в идеологической «паутине» определений из всяческих «-измов». А чем свободнее человек от них, тем легче ему увидеть и почувствовать настоящее, «живое», искусство.
Выставка «У край» будет работать ежедневно до 24 мая в выставочном центре «Львовский Дворец искусств».
Выпуск газеты №:
№80, (2011)Section
В конце «Дня»