Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ученики Михаила Бойчука

Софья Налепинская и Николай Касперович начинали творить в Париже, привнесли инновационные техники в украинское искусство, а завершили свой путь в тюрьме НКВД вместе со своим Учителем
02 ноября, 11:47
Н.КАСПЕРОВИЧ. «УТКИ», 1920-е гг. КАРТОН, ТЕМПЕРА. НХМУ, КИЕВ

В статье, посвященной Софье Налепинской и опубликованной свыше десяти лет назад в журнале «Изобразительное искусство», киевский историк Сергей Билокинь писал: «Когда по делам ОГПУ-НКВД вычитываешь, что за Украину или, как говорили тогда, за украинский (очень буржуазный) национализм большевики истребляли украинцев, это воспринимается почти нормально. Здесь есть своя закономерность, своя логика. Лично меня трогает, когда за Украину погибали люди, которые ни сном ни духом ничего нам не должны, — такие как, скажем, историк искусства, немец от роду Федор Людвигович Эрнст. Ни капельки украинской крови не имела в себе Софья Александровна Налепинская».

Софья НАЛЕПИНСКАЯ родилась 30 июля 1884 года в благородной патриотической семье в польском г. Лодзе, принадлежавшем тогда Российской империи. Отец — выпускник Петербургского института инженеров железных дорог, варшавянин Александр Налепинский и молодая мать Софья (пианистка, врожденная Рер, француженка по происхождению) воспитывали детей в духе «польского национал-демократического патриотизма».

В 1890 году семья переезжает в Петербург, куда отец получил новое «добровольно-принудительное» назначение. Дочь чиновника Министерства путей сообщения, Софья получила соответствующее домашнее образование, хорошо владела немецким и французским языками, экстерном закончила гимназическое образование. «Высокая, тоненькая и стройная, она, возможно, не была красива классической красотой, но было в ней что-то одухотворенное, захватывающе... и притягивающее».

После курса обучения в мастерской петербуржского художника-импрессиониста Я. Ционглинского в школе Общества поощрения искусства три молодых подруги-польки — Софья Налепинская, Софья Сегно и Софья Бодуэн де Куртенэ в 1906 году отправляются в Европу изучать искусство живописи. Сначала — в Мюнхен в художественно-промышленную школу В. Дебшица и Академию профессора Гейднера, а позже — в Париж. Как вспоминала позже Анна Налепинская-Печарковская, это был достаточно смелый поступок эмансипированных барышень «в ту добродетельную эпоху, полную предрассудков».

Поселившись в меблированных комнатах по ул. Кампань-Премьер в доме №9, где жили поэты и художники новоприбывшей богемы, студентки Академии Рансон (1908—1909 гг.), знакомятся с соседом — выходцем из Тернопольщины — Михаилом Бойчуком.

Здесь, в Париже, С. Налепинская влюбилась в М. Бойчука, своего товарища-учителя, что и определило всю ее последующую жизнь. «Да, возможно, он и был гением, — писала в своих письмах-воспоминаниях Г. Налепинская-Печарковская, — но с точки зрения, например, матери, он был несчастьем для моей сестры, которая даже слышать не хотела о том, чтобы его покинуть и вернуться домой... Но мама, хотя и страдала, понимала, что Михаил — это большая художественная индивидуальность».

В 1910 году С. Налепинская вместе с М. Бойчуком и Н. Касперовичем, осуществив экскурс по музеям Флоренции, Равенны, Венеции и Вены, возвращается в Галичину, где время от времени «работала по своей специальности... — графика, портреты, а также работы по закреплению древней живописи в музеях львовском и киевских».

«Нужно помнить также, что Михаил был полностью увлечен украинскими идеями, — продолжает воспоминания сестра, — быть и работать с ним значило также отречься от своей родины (Польши. — Авт.). Нужно было так любить его, как моя сестра, чтобы отречься от всего этого».

С началом Мировой войны С. Налепинская возвращается в Петербург, а в декабре 1917 г. переезжает в Киев. Здесь она сочеталась браком с Михаилом Бойчуком в греко-католической деревянной церкви при Ново-Павловской улице и после рождения сына Петруся (26 июля 1918 года) в нестабильное время гражданской войны выехала в Миргород, где устроилась на должность учительницы рисования в художественно-промышленный институт.

С ноября 1922 года С. Налепинская-Бойчук возглавляет мастерскую ксилографии Киевского института пластических искусств, а в 1924 — становится соорганизатором полиграфического факультета Киевского художественного института — первой художественно-полиграфической школы в Украине. Как вспоминала одна из первых учениц — Вера Бура-Мацапура: «София Александровна... была педагогом высокой эрудиции. Во время занятий она подседала к воспитанникам с карандашом в руках, объясняла и показывала, как можно разнообразить рисунок, подчеркнуть детали, достичь плавности линий. Тематику композиций она советовала брать из реальной жизни, хорошо знакомой автору».

Развивая технику ксилографии, мастер создает станковые графические листы «Гитаристка» (1921), «Молодой рабочий», «Малашка» (1926). Эти композиции отличаются монументальностью, сдержанностью линий и подчеркнутой плоскостью. «Максимум эффекта с минимумом средств» — так характеризовал эти работы художник-бойчукист Василий Седляр.

На Всеукраинской выставке АРМУ (1927) и Всеукраинской юбилейной выставке (1928) в Харькове художественная критика высоко оценила произведения художницы — «На вакациях», «Пряля», «Катерина», «Мені тринадцятий минало...», «Перед наступлением белых», «Голодные дети». Позже эти графические листы экспонировались на международных выставках современной гравюры во Флоренции и Брюсселе, Вене и Лондоне, Берлине и Стокгольме, Венеции, Цюрихе и других европейских культурных центрах.

В отрасли книжной графики С. Налепинская-Бойчук создала иллюстрации к поэме «Катерина» Т. Шевченко, произведениям Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть», С. Васильченко «Олив’яний перстень» (1928—1930) и др.

В это время С. Налепинская-Бойчук становится известным украинским мастером ксилографии, профессором КХИ. Она вырастила целую плеяду учеников и учредила школу современной украинской гравюры. Понятно, что для большевиков, которые боролись против украинской культуры и всеми средствами уничтожали ее, мастерица стала таким же «враждебным элементом», как и Михаил Бойчук.

Ночью 12 июня 1937 года в помещение на ул. Коммунистической, 12 (в настоящее время — ул. Банковая) к профессору КХИ ворвались с обыском. Среди изъятого — «одна пачка переписки». Софья Налепинская-Бойчук была арестована по обвинению «в участии в национал-фашистской организации». Той же ночью состоялся первый формальный допрос. Когда арестованную спросили о национальности, она ответила: «Украинка (родители — поляки)».

Николай КАСПЕРОВИЧ — мастер и реставратор украинской иконописи, ученик и сподвижник Михаила Бойчука. Родился будущий художник в 1885 году (точный день и месяц не установлены) на хуторе Лапин Рог под Козельцем во дворянско-помещицкой семье. Начальное художественное образование получил в Строгановской художественно-промышленной школе в Москве (1901—1905). В 1905—1909 годах учился в Краковской Академии Искусств у художника-импрессиониста, профессора Юзефа Панкевича, которую окончил с серебряной медалью. Переехав осенью этого же года в Париж, Н. Касперович становится активным членом художественной среды «Украинского общества». По свидетельству «блестящего архивиста и историка украинского парижского общества» Евгения Бачинского, Николай Касперович «очень приличный и воспитанный парень, едва ли не самый талантливый ученик Бойчука». Вместе с группой «неовизантистов» экспонируется в Салоне Независимых в апреле 1910 года, что привлекло внимание художественного бомонда, и он был приглашен в «Международный Союз художников и писателей».

В августе 1910 года вместе с М. Бойчуком и С. Налепинской переезжает во Львов, где под руководством И. Свенцицкого в Национальном музее занимается реставрацией иконописи и фресковой живописи, совершенствует свои теоретические знания. Где-то в это время Н. Касперович вместе с М. Бойчуком «...создали прекрасный образ св. Иоанна и композицию «Овечка», — вспоминает Е. Бачинский. — Это были их первые пробы. Где они?..»

В 1913 году, по приглашению Русского археологического общества, вместе с М. Бойчуком и его младшим братом Тимком, Н. Касперович выезжает на реставрацию иконостаса церкви в селе Лемехи на Черниговщине — семейном гнезде Разумовских. Работы были остановлены с началом Первой Мировой войны.

В декабре 1917 года Н. Касперовича приглашают преподавателем в мастерскую иконы и фрески профессора М. Бойчука в новообразованной Академии искусства в Киеве. В то же время, по рекомендации В. Кричевского, мастер работает преподавателем рисунка и специальных дисциплин в Миргородском художественно-керамическом техникуме (1918—1922). В 1921 году Н. Касперович получил звание профессора УАИ и ученого-реставратора Академии Наук Украины. Педагогическая деятельность его многогранна: кроме подготовки реставраторов в мастерских, он проводил семинары по старинной украинской живописи на кафедре искусствоведения Всеукраинской академии Наук, по музееведению и реставрации во «Всеукраинском музейном городке».

Научная и педагогическая деятельность художника тесно связана с его творчеством — созданные в иконописной технике картины, тяготеющие к художественным символам Проторенессанса, несут в себе мощный заряд духовности, сближенный с украинским сакральным искусством (эскиз к фреске «Зодчий Вселенной» (1910), «Утки», «Голова девочки», «Портрет жены» (1920-е гг.). Произведения художника экспонировались на выставке современной украинской графики АНУХ во Львове (1932).

Во время многолетней работы в реставрационной мастерской Государственного историко-культурного заповедника «Всеукраинский музейный городок» в Киеве (1927—1930), Всеукраинской художественно-репродукционной мастерской, художественных музеях Киева, Харькова, Чернигова (1928—1937) Н. Касперович закладывает основы научной реставрации в Украине. Принципы, которых придерживался мастер, во многом опережают тогдашние представления о цели и средствах научной реставрации. Последней большой работой стало восстановление иконостаса Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве (1935). Будучи действительным членом Всеукраинского археологического комитета, ученый осуществлял надзор за состоянием сохранности древних достопримечательностей Киева.

Арестовали Николая Касперовича намного позже всех бойчукистов — 3 марта 1938 года по обвинению в участии в «петлюровско-повстанческой и контрреволюционной национал-фашистской организации».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать