«Украинский Гоген»
Чем поразил Европу художник-бойчукист Кирилл Гвоздик?В живописном селе Ребедайловка, которое раскинулось на берегах небольшой речушки Лаврусихи, протекающей на Черкащине, 22 июня 1895 года родился талантливый художник-бойчукист Кирилл ГВОЗДИК. О ранних годах жизни будущего художника данных не находим. Известно только, что в начале 1920-х он попадает в Киев, заинтересовывается занятиями живописью и посещает образцовые художественно-педагогические курсы при институте пластичных искусств, где преподавали Мария Трубецкая и Константин Елева. По рекомендации последней уже опытным юношей, в 1923 году Кирилл Гвоздик поступает на факультет живописи Института пластичных искусств, который после слияния с Киевским архитектурным институтом в 1924 году получил название — Киевский художественный институт. Проявив определенные способности в монументальной живописи, вместе с М.Азовским и В.Бурой был зачислен в мастерскую профессора Михаила Бойчука. Почти тридцатилетний студент-неофит сразу же вливается в творческую жизнь мастерской, принимает участие в «Первом опыте фресковой росписи» на стенах аудиторий художественного института... Однако эти фрески были варварски уничтожены после реорганизации КХИ в начале 1930-х годов.
В учебном заведении кристаллизуется заинтересованность молодого художника к обобщениям и монументализации живописной формы, к поискам конструктивно оправданных композиций. В мастерской Бойчука изучает старинные мозаики и фрески, делает с них натурные зарисовки, ведь графический и колористический анализ древнерусских и проторенессансных фресковых композиций играл важную роль в художественной системе обучения монументальной мастерской.
Коллективными произведениями мастерской бойчукистов стали центральная композиция «Свято врожаю» и сюжеты «Товарообмін» и «Землеустрій». Собственноручно Кирилл Гвоздик выполнил фрески «Оранка» и «Розгром поміщицької садиби». На последней — ритм движения восставших крестьян и рабочих, которые штурмуют барское имение, начинает нарастать уже с нижней части панно, от рабочего с пулеметом, постепенно достигая напряжения в его правом верхнем углу, где изображен революционный моряк на фоне помещичьего дворца.
В том же 1928 году молодой художник, член АРМУ, представил свои работы на экспозиции украинской живописи на Международной выставке в Венеции. Произведения учеников мастерской Бойчука итальянская пресса отметила как умелое «сочетание европейской традиции с народным примитивом», а Кирилла Гвоздика, который представил выполненные в технике яичной темперы картины «Селянин у біді» (1927) и «Пастух» (1928), окрестила «украинским Гогеном».
По завершении института в 1929 году художник с интересом обращается к теме бытового жанра, создав ряд картин на крестьянскую тематику — «Радіо на селі», «Сніданок комунарів», «Мітинг», «Селяни на полі» (1929—1930), в которых показал изменения в украинском селе за годы советской власти. Художник изобразил фигуры крестьян в выразительных убедительных группах, живых позах и движениях. Приглушенный колорит темперы будто дополняет настроение сопереживаний слушателей.
В 1934 году в Харькове начинается самая «грандиозная по размаху работа бойчукистов» — оформление нововыстроенного Краснозаводского театра. Фрески размером до 40 метров под руководством учителя проработали И.Падалка, В.Седляр, О.Павленко, скульптурный декор — Б.Кратко и Ж.Диндо. К.Гвоздик вместе с М.Бойчуком выполнил первый вариант картона «Свято врожаю». Но разногласия с учителем по поводу идейно-художественных убеждений привели к тому, что Кирилл Гвоздик оставил работу и «уехал прочь».
Обвиняемый по доносу «в систематической антисоветской деятельности», К. Гвоздик в 1936 году был арестован и осужден до «10 років виправно-трудових робіт і 5 років поразки в правах». Репрессированы и его произведения... Акт расправы над произведениями бойчукистов, подписанный партийными функционерами, цитирует искусствовед Елена Рипко в книге «У пошуках страченого минулого». Так, «вересня 8 дня 1937 року комісія переглянула твори «ворогів народу» Падалки, Седляра, Гвоздика, Ліпковського, Налепінської-Бойчук та Діндо, які подані на розгляд комісії з спец. фонду Державного Українського Музею, встановлює: зазначені твори з’являються за своїм контрреволюційним бойчуківським формалістичним методом шкідливими, спотворюють нашу соціалістичну дійсність, дають фальшиві образи Радянських людей, ніякої художньої та музейної цінності не мають і як твори ворогів народу підлягають знищенню».
После отбывания десятилетнего срока и ссылки, в ноябре 1949 года Кирилл Гвоздик был повторно осужден — теперь до пожизненного заключения.
Реабилитированный в 1956 году, художник возвращается в Киев. Как вспоминала Леся Довженко, ей с детства запечатлелась в памяти сцена, когда к ее отцу, художнику Григорию Довженко, пожаловал неизвестный дядя. Он как-то боком зашел в комнату, заглянул за штору, за шкаф, нагнулся под кровать, и только тогда осторожно сел на кресло, осторожно посматривая на входные двери. Это был Кирилл Гвоздик, который вернулся из тюрьмы.
В живописи художник отошел от принципов и теоретических установок бойчукизма и, придерживаясь метода социалистического реализма, рисует ряд полотен пейзажного жанра — «Вид на Дніпро», «Київський пейзаж» и другие.
Однако, быстро поняв бесперспективность и невозможность переделать себя, одновременно соединенные с боязнью последующих репрессий и преследований, К.Гвоздик отказывается от выставочно-творческой деятельности, перестает общаться с друзьями. 20 июня 1981 года завершился жизненный и творческий путь одного из самых талантливых, чудом уцелевших учеников школы Михаила Бойчука, который не дожил буквально два дня до своего 86-летия.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№140, (2014)Section
В конце «Дня»