Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вне стереотипов

Как украинская художница Ольга Кравченко синтезирует произведения современного и древнего сакрального искусства
07 апреля, 15:36

В 2010 году молодые мастерицы Ольга Кравченко и Ярослава Ткачук инициировали ежегодный проект «Від Романа до Йордана». К нему приобщились Остап Лозинский и Ульяна Нищук, которые презентуют икону на стекле, Ольга Пыльник — керамику, Евгения Рябчун — игрушку, Марьян Пыриг — эксклюзивные подарки, а также другие художники. Кроме идеи популяризации и доступности художественных произведений, которые выходят за пределы привычных экспозиционных пространств, этот проект стимулирует самих художников к экспериментам со стилистикой.

Среди названных художников остановимся на творчестве Ольги Кравченко как художницы, которая в рамках указанного проекта и в целом за его пределами экспериментирует, совмещая иконопись с инсталляциями и мультимедиа.

Ольга Кравченко с 2008 года активно начала выставочно-творческую деятельность, развивая традиции украинской иконописи. Окончив кафедру реставрации произведений искусства (2008), художница принимала участие в реставрационных практиках и стипендиальных программах. В произведениях этого периода видим сочетание антагонистичных элементов. С одной стороны, мастерица обращается к украинской иконописи, с другой — к популярной культуре. Действительно, среди икон художницы видим неовизантизм — переосмысление византийской художественной системы в построении композиции, ее элементов, цветовых плоскостей. Такая трансформация выливается в декоративность и условность произведений, что скорее приближает произведения Кравченко к «бойчукистам». Принимая во внимание тот факт, что ее дед — Охрим Кравченко — принадлежал к бойчукистам, преемственность традиции неопровержима. Для бойчукистов основой было народное искусство, потому вполне логично, что художница приходит к максимальному упрощению иконографической схемы с экспрессивными диспропорциями в изображение фигур. Более того, иногда создается впечатление, что такие диспропорции диктуются формой материала, на котором выполнено произведение, и наоборот. В то же время именно от бойчукистов прослеживается стремление создать современное в форме и колорите творчества прошлого. Отсюда простота рисунка, изысканный фон, грациозная ритмичность композиций, абсолютное понимание плоскости и цвета. Использование доски, золота, серебра, яичной темперы — последовательное выполнение иконы, выработанное в течение нескольких веков. Тематически произведения Кравченко можно разделить на две группы: первая обозначена религиозной тематикой, вторая — собственными, личностными интенциями.
 

«З КВІТКОЮ»

Кравченко достаточно последовательна в своем творчестве. Постепенно отходя от сюжетности и нарратива, пытаясь избегать лишних и случайных элементов, которые отвлекают наше внимание от идеи произведения, художница придает сакральному произведению новое наполнение с помощью инсталляции и мультимедиа.

«ШЕВЧЕНКОВА КАТЕРИНА»

Показательным в этом плане становится проект «Тесто» 2010 года, который проходил во львовской галерее «Дзига». В больших ящиках в помещении галереи находилось живое тесто, которое увеличивалось в объеме, выходило за пределы формы. На стенах экспонировались объемные пласты, на которых было воспроизведено материнское лоно, выполненное из того же теста. Рядом транслировалась видеозапись внутриутробной жизни ребенка. Концепция проекта исходила из мысли, что все человечество вылеплено из одного теста, из теста также выпекается хлеб — символ человеческого бытия. Тесто трактуется Кравченко как первоисточник человечества, проводя параллели с процессом беременности. «Плодами беременности являются люди, тело которых — тесто, трансформируясь, оно становится хлебом, который заполняет собой глубокие пространственные пустоты». В отличие от предыдущих произведений, этот проект действует одновременно на нескольких уровнях восприятия, а трактовка сакральной тематики с помощью актуальных сегодня форм, способствовала его органичности в современной художественной среде.

«АДАМ І ЄВА»

Оля Кравченко работает также над станковыми сакральными произведениями, где исчезает предыдущая декоративность, распадается на фрагменты, которые несут больше идейную нагрузку.  Это преимущественно лики святых, занимающие все пространство доски («Рождественская печаль», «Благовещение»), или символ («Распятие»). Эти образы дополняет активное вкрапление барокковой орнаментики, украинской вышивки. Более активное внимание художница начинает уделять культуре линий, форм, композиции. Линия не остается пассивной, она живет, пластично передает форму, которую заполняет. Все нефункциональные и неоправданные элементы отбрасываются. Синтез каждого произведения становится тщательно выверенным, схематизация — более продуманной. В этот период Оля создает проекты вместе с Олей Пыльник («Провокация грез», 2010 г.), а также с Остапом Лозинским и Ульяной Нищук («Переход», 2012 г., «10х10», 2012 г., «Странствия», 2013 г., «Хлеб», 2013 г.). В 2014-ом состоялась персональная выставка «Світ» во львовской галерее «Іконарт».

«ЗІРКА»

Параллельно Оля Кравченко экспериментирует с трехмерными объектами и пространством. В 2015 году, в соавторстве с Ярославой Ткачук, была презентована инсталляция «Тишина» и модульная композиция «Мамаева сорочка» — проект чрезвычайно актуальный сегодня. Инсталляция «Тишина» — видеоряд, который демонстрируется на объекте из стекловолокна, в виде сорочки. В сюжете видео — конь на пастбище. Сорочка трактовалась как символ возвращения казака с войны — тот момент, когда наступает тишина, когда сушатся выстиранные сорочки и пасется конь. Эта инсталляция побуждает посетителей к размышлениям и диалогу, привлекает их к соавторству.

Разноплановость творчества Ольги Кравченко свидетельствует о ее открытости к эксперименту, умению пропускать через себя жизненные процессы и в то же время оставаться собой, со своими взглядами и убеждениями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать