Перейти к основному содержанию

Во имя обновления души человеческой

В течение пяти лет Николай Стороженко работал над уникальным полотном «Предчувствие Голгофы»
09 января, 16:17
НИКОЛАЙ СТОРОЖЕНКО «ПРЕДЧУВСТВИЕМ ГОЛГОФЫ»

Не ради ли воскресенья наших душ создавал в течение пяти лет выдающийся художник-живописец и график Николай Стороженко уникальное полотно «Предчувствие Голгофы», лелея в собственной душе надежду на пробуждение духовного света, которое он разлил на панорамном художественном пространстве?

Презентация этой картины состоялись 28 октября прошедшего года в выставочном зале Национальной академии искусств Украины по случаю 85-летия ее создателя — академика-секретаря, действительного члена НАМУ, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, народного художника Украины.

Николай Стороженко пригласил нас своим «Предчувствием Голгофы» к духовному диалогу, предлагая сложной системой евангельских символов и аллегорий своеобразный ритуал очищения человеческих душ через переживание самопожертвования Иисуса — Сына Божьего во имя спасения греховного мира. Именно поэтому одним из центральных образов картины является Ягненок — Агнец Божий, который традиционно символизирует Иисуса Христа. Из тела Ягненка вытекает кровь. Пролил ее Сын Божий в надежде создать из человеческих душ светильники веры — чтобы из сынов ночи и темноты, согласно Святому Письму, «мы стали сынами света и сынами дня».

Поневоле вспоминается художественное осмысление Николаем Стороженко произведений, образов, мотивов «Кобзаря» Тараса Шевченко, в частности стихотворения «Заповіт», в котором художника поразили пророческие строфы: «...Я пас ягнята...» / «...ягня, здається веселилось».

Художник утверждает: «Ягня, що «веселилось», то агнець-первісток. Той первісток — передчуття, Святого Духа й Отця благословення»(1) .

И это предчувствие — из Божьего благословления, из Божьей воли рождения света: «Да будет свет!», а следовательно — рождение веры и вселение ее в человеческую душу.

Потому что, как отмечал в «Исповеди» Святой Августин, «мы только в вере являемся светом, а не в виденье», напоминая о завещаниях пророков-евангелистов: «Не приспосабливайтесь к этому миру, а изменитесь, обновите вашу душу»(2) .

Свет веры рассеял мрак разочарования, развеял извечную темноту и открыл пространство для жизни и познания. Ведь темнота — не что иное, как отсутствие света. Творение земного мира и началось с Божьего помысла: «Да будет свет!» И это сотворение состоялось Словом. «И этим Словом, извечным, как Ты, — исповедуется перед Господом Святой Августин, —  Ты одновременно и вечно говоришь все, что говоришь; возникает все, чему Ты говоришь возникнуть. И ты создаешь только Словом»(3).

Именно поэтому Николай Стороженко наносит на полотно библейские истины в форме Слова: «Я путь», «Я истина», «Я хлеб жизни», «Эта чаша новый завет».

Художник свои образы-символы окутывает жизнетворящим светом розовых, пастельных, нежно-фиалковых цветов, и они, эти евангельские образы, поднимаются над миром в небесную высь, плывут в пространствах разлитого света и этим удостоверяют подъем их символического значения на духовные вершины благодаря Святому Духу.

Центральной сценой картины «Предчувствие Голгофы» является изображение евангельского сюжета омовения ног. Но не Иисусом Христом ног своим ученикам во время Тайной вечери. У Николая Стороженко этот символический акт омовения ног осуществляет женщина. Возможно, Мария Магдалина, которая омывает ноги Божьей Матери, Деве Марии, Богородице. Ведь Матерь Божия — идеальный символ любви и милосердия, жертвенного посвящения служению идеям своего сына — Спасителя рода человеческого. Вообще образ Божьей Матери, Женщины, Матери, Праматери — Хранительницы рода и народа — едва ли не самый дорогой для Стороженко-мастера. «У кожного своя ікона, щоб поклони ідолу не бити. І я сповідуюсь іконі Божої Матері, що на покуті моїм у диво-образі «Матері-Троєручиці»(4), — писал художник, обращаясь к образному осмыслению Шевченковских Марии, Екатерины, наймитки Ганны, слепой Матери, русалки...Каждая из этих женщин, созданных воображением Шевченко, наделена символическим содержанием, потому что выпивает свою чашу страданий и покаяния.

Следовательно, раскаявшаяся грешница Мария Магдалина, которая присутствовала на Тайной вечере, а впоследствии возглавила поход к Гробу Господнему, осуществляет в картине Николая Стороженко акт омовения ног. Особенным символическим знаком является изображение наверху чаши, в которую, как свидетельствуют многочисленные легенды, Иосиф Ариматейский собрал кровь распятого Иисуса Христа. Другая версия продолжения евангельских рассказов — это чаша, из которой во время Тайной вечери причащался хлебом и вином сам Иисус и его ученики. Существует и такая легенда: чашу Грааля вручает Марии Магдалине «аргонавт духа», ангел. Возможно, художник этим изображениям символической чаши напоминает нам слова Иисуса Христа, сказанные им своему ученику Петру во время связывания его воинами и слугами первосвященников и фарисеев: «...Неужели Мне не пить чашу, которую дал Мне Отец?» («Евангелие от Иоанна, 17; 12).

Евангельские рассказы, к философскому познанию и образно-символическому обобщению которых обращается Николай Стороженко, имеют многоаспектную легендарно-фольклорную основу, сложный ассоциативно-символический подтекст. Художник своим «Предчувствием Голгофы» стремится затронуть важные для современного человека экзистенциальные гносеологические проблемы бытия. Прежде всего духовного и морального содержания, которое особенно остро актуализируется под воздействием глобальных катаклизмов, угрожающего понижения уровня духовности и морального ослабления общества.

«Предчувствие Голгофы» — это образно-символический знак предостережения, приглашение к осуществлению своеобразного молитвенного паломничества к самому себе, к своей душе, своей совести, своей совести ради искупления и наполнения себя добром, милосердием, сочувствием к ближнему. Вот почему это панорамное художественное полотно должно быть открытым для зрителя, доступным для созерцания и осмысления. Целесообразно рассмотреть вопрос о его постоянном экспонировании либо в Национальном художественном музее Украины, либо в Украинском доме, либо в «Мистецькому арсеналі», или даже в помещении Верховной Рады Украины...

Когда задумываешься над образами, символами и аллегориями полиптиха Стороженко, осеняемого отблесками вечного Света, поневоле вспоминается пророк Шевченко, которого Господь, «любя отих людей», послал на грешную землю

«Свою любов благовістить!

Святую правду возвістить!»


1 Микола Стороженко. Мій Шевченко. — К.: Грамота, 2008. — С. 78.

2 Святий Августин. Сповідь. Переклад з латини Юрія Мушака. — К. : Основи, 1996. — С. 272.

3 Там же. — С. 218.

4 Микола Стороженко. Мій Шевченко. — С. 91

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать